Главная

Напишите нам

Тункинские Альпы

Из Усть-Баргузина мы поехали через Слюдянку и Култук в Тункинский национальный парк.

Чтобы сэкономить время и сократить путь км на 100-150, мы поехали не через Улан-Удэ (там мост через р.Селенга), а через села Турунтаево, Кома, Острог, Рейд (ну и названия!) к паромной переправе.

В тот же день мы приехали в Аршан, который находится у самого подножия Саянских гор в Тункинской долине.

По преданию Тункинская долина была дном южной оконечности Байкала. Долина завораживает, мы испытали это на себе.

Подъезжали мы к Аршану в сумерках. Солнце садилось за горы. Мы ехали по дороге перпендикулярно линии гор.

Горы в Тункинской долине выглядели очень необычно. Картинка перед нами была плоская, без рельефов. Было такое впечатление, что горные очертания вырезаны из огромного листа синего картона и просто поставлены вертикально на землю перед нами. Мы движемся к ним довольно быстро, а они, как будто не приближаются, никаких постепенных подъемов, на всем протяжении почти ровная дорога, и вдруг – горы.

Дороги в Тункинской долине хоть и не очень ровные, но зато практически пустые.

Отклонившись от южной точки Байкала на запад км на 200, мы провели три незабываемых дня в Тункинских Альпах. До границы с Монголией мы не доехали 13 км и то, как заметила наша дочь, только потому, что загранпаспорта дома оставили, а то обязательно рванули бы.

Монды – это село недалеко от монгольской границы. Пейзажи почти фантастические.

Местные жители разводят большое количество коров. Коровы, как в Индии, гуляют по дорогам совершенно свободно, машин не боятся, при приближении транспорта не спешат уйти в сторону.

Кроме коров в Бурятии большое количество лошадей.

По Тункинской долине протекает река Иркут, которая впадает в Ангару в городе Иркутске.

Мы ездили на место слияния Черного и Белого Иркута. Там, где сливаются два потока действительно один выглядит как черный, а другой белый. Но это зависит не от цвета воды, а от скорости течения: один поток течет спокойно (на фото слева), а другой бурлит и пенится (на фото справа) – отсюда и белый цвет.

Были в Ниловой Пустыне, где купались в ледяной воде горной речки Ихе-Ухгунь.

На дне реки среди песка были хорошо видны скопления мельчайших блестящих крупинок. Не знаем, что это такое – золото, слюда или еще что-то. Знаем только, что в бурятских Саянах золото добывают.

В Тункинской долине много лечебных минеральных источников, построены санатории в Аршане, Жемчуге, Ниловой Пустыне. В некоторых местах, говорят, маленькие роднички бьют из-под земли прямо под ногами.

Тункинские Альпы еще называют Тункинскими Гольцами в связи с отсутствием растительности на вершинах и склонах гор.

В Тункинской долине есть потухшие вулканы, туда можно поехать с экскурсией. На экскурсию у нас времени не было, вооружившись картой местности, решили поехать самостоятельно. Но… не нашли ни одного вулкана. Судя по описаниям, вулканы Тункинской долины – это невысокие около 100 м холмы с осыпавшимися кратерами. Интересно было бы посмотреть, но увы…

Путешествуя по Тункинской долине, мы неожиданно увидели вдоль дороги много поваленных деревьев, иногда даже с корнями. Листья на них были довольно свежие. Погода была хорошая, небольшая облачность. Когда мы спросили, что случилось, одна из местных жительниц совершенно обыденным (если не сказать, равнодушным) голосом сообщила, что несколько дней назад ветер был, и у нее на участке тоже дерево упало. Какой же силы должен быть ветер, чтобы натворить такое? Судя по всему, в этих местах такой ветер – дело обычное.

На обратном пути из Аршана к Байкалу в селе Быстрое обратили внимание на одно замечательное местечко.

Оказалось, это Частная Анимационная Студия (ЧАС) художника Андрея Владимировича Михайлова.

Сделано там все руками самого А.В.Михайлова, а также его мамы, которая в уголовном розыске дослужилась то ли до полковника, то ли до подполковника, а начала рисовать, когда вышла на пенсию.

Она и провела нас по студии, показала, как там все устроено. Есть комнаты, где живут приезжие художники и берут уроки у А.В.Михайлова. Есть душ, туалет, баня, место для костра и проч. Очень уютно, просто и красиво. Там же небольшая картинная галерея.

Еще одна непривычная для нас картинка – столбы укреплены деревянными срубами, напоминающими колодец, заполненный камнями. Говорят, так устанавливают столбы в том случае, когда почва каменистая, и врыть их глубоко невозможно.

В одном из мест у дороги обратили внимание на елку, которая росла прямо из старого пня.

И еще в некоторых местах мы замечали черепа животных на деревьях. Для чего это делают, мы не разобрались.

Практически везде над дорогами кружат коршуны. Если автомобили сбивают какую-нибудь живность, коршуны тут как тут, пытаются утащить добычу. Не раз наблюдали такую картину. Иногда с коршунами соперничают вороны. На дорогах мы видели сбитых зайчиков, лис, птиц.

Из Иркутска мы планировали совершить путешествие на поезде по Кругобайкальской железной дороге. Таких путешествий возможно два варианта. Первый – однодневный, второй – трехдневный. Мы выбрали однодневное путешествие. Оказалось, что путевок на этот маршрут на ближайшую, удобную для нас дату, нет. Мы купили путевку на следующую неделю и покинули Иркутск, отправившись на западный берег Байкала и остров Ольхон. По пути мы побывали в поселке МРС (Сахюрта), где переночевали на одной из баз отдыха.

Вечером на этом кораблике (фото справа вверху) разворачивается парус-экран для просмотра фильмов. Сахюрта, конечно, место красивое, но нам очень хотелось на Ольхон.