Главная

Напишите нам

Диалог бабушки и внучки:
– А Диснейленд где находится?
– В США, во Франции, в Японии...
– А какой к нам ближе всего?
– Во Франции, в Париже.
– А в Париж из Краснодара
на машине можно доехать?

 

Вот и завершили мы автопутешествие-2009. Можно подводить итоги. Это было наше шестое дальнее автопутешествие, начиная с 2003 года и второе автопутешествие по Западной Европе. Первый наш западноевропейский тур «Большой Париж и маленькая Франция» проходил в 2006 году по дорогам юго-восточной Франции и северной Италии на авто, взятом на прокат. В этот раз мы поехали на собственном авто.

Весной мы получили приглашение в гости от друзей из Нидерландов и решили, вопреки нашей традиции путешествовать вдвоем, поехать экипажем из трех человек: водитель, штурман и капитан в лице нашей внученьки, и обязательно посетить Диснейленд. Этим и был обусловлен выбранный нами маршрут и развлекательная программа с детским уклоном. Детская программа, вопреки нашим сомнениям, оказалась очень интересной не только для ребенка, но и для нас – взрослых. Но об этом позже.

МАРШРУТ

 

Карта маршрута

За 24 дня проехали 10 306 км.

Максимальный пробег – 1217 км в день (это ЖЕСТЬ!)

Минимальный пробег – 82 км в день (Амстердам–Лейден, Нидерланды), иногда не использовали авто несколько дней подряд, просто гуляли и отдыхали.

Наш путь отмечен на карте и пролегал через такие страны, как: Россия, Белоруссия, Польша, Германия, Нидерланды, Бельгия, Франция, Швейцария, Чехия. В некоторых городах и странах мы останавливались погулять и погостить, другие места «проскочили» без остановок.

В Белоруссии основное наше внимание было приковано к Бресту. Во-первых, потому что именно там начиналось наше западно-европейское турне. Во-вторых, там находится легендарная Брестская Крепость, и мы могли дать нашей внучке хороший урок патриотизма и любви к Родине. Это не высокопарные слова, мы действительно придаем этому большое значение.

Польшу с востока на запад мы проехали практически без остановок, не считая заправок, легких перекусов и чая-кофе.

Пересекли «условную» границу с Германией, переночевали во Франкфурте-на-Одере и также почти без остановок «проскочили» с востока на запад Германию. Остановились в Бремене. Погуляли по городу, осмотрели достопримечательности (некоторые даже несколько раз) и поехали дальше.

В Нидерландах были дольше, чем в других странах. Во-первых, в Роттердаме живут наши друзья, и мы ехали к ним в гости. Во-вторых, в Нидерландах были еще интересные для нас места. В их числе столица государства – Амстердам, а также небольшой старинный городок Лейден, и еще несколько замечательных местечек.

В Бельгии мы побывали только в одном городке Брюгге – как говорят, родине шоколада (хотя швейцарцы это упорно оспаривают, считая, что именно Швейцария является родиной настоящего шоколада).

Франция привлекала нас не только городом Брест, но и Диснейлендом в Париже и знаменитым Сен-Мишелем. По пути в Сен-Мало погуляли.

В Швейцарию мы заезжали, чтобы посмотреть водопад на Рейне. Заехали также в небольшой городок Штейн-на-Рейне, в котором большое количество расписанных фресками домов.

Далее через Германию мы отправились в Чехию, где нашей целью была столица Прага, а точнее – пражский зоопарк, больше ничего не успевали.

А дальше через Польшу и Белоруссию мы отправились домой. Вот так кратко можно описать наш маршрут.

Итак, наш маршрут пролегал через города:

Краснодар – Воронеж – Елец – Орел – Брянск – Почеп – Клинцы – Добруш (это уже Белоруссия) – Калинковичи – Брест (белорус.) – Франкфурт (на Одере) – Бремен – Амстердам – Лейден – Роттердам – Брюгге – СенМишель – СенМало – Брест (франц.) – Париж (Диснейленд) – Швейцария (водопад на Рейне) – Прага – Брест (белорус.) – Орел – Елец – Воронеж – Краснодар.

Подробности далее.

УЧАСТНИКИ ПУТЕШЕСТВИЯ

Это путешествие отличалось от других наших странствий не только составом экипажа, но и тем, что мы впервые использовали навигатор. Поскольку это устройство говорило с нами женским голосом, мы его прозвали Марусей. А авто наше сразу после покупки в феврале было названо Харитоном или, ласково, Харитошей.

Харитоша на протяжении всего пути вел себя безукоризненно, хотя и пострадал немного: на лобовом стекле появились небольшой скол и «звездочка», один из лучиков которой в дальнейшем «пополз» и превратился в трещину сантиметров тридцать. Но этот ущерб был легко компенсирован с помощью нашей страховой компании ВСК. Перед дальней дорогой авто подготовили, раньше срока прошли тех.обслуживание (пробег был 7 000 км): поменяли или долили все жидкости, проверили ходовую – все как всегда.

С Марусей установить контакт удалось не сразу. Первоначально задали ей маршрут на Воронеж, но она все норовила пустить нас по ложному следу. Мы только выехали из Краснодара, когда Маруся начала настойчиво предлагать нам повернуть направо. Мы хорошо знаем этот маршрут (трасса М4), поэтому продолжали ехать прямо. Так продолжалось до поворота на Выселки и Тихорецк: Маруся ведет нас направо, а мы едем прямо. Потом наша Маруся с завидным упрямством начала твердить при каждом удобном случае: «Примите влево и по возможности разворачивайтесь», – и так несколько раз. Пришлось повторно задать маршрут на Воронеж, после чего Маруся стала давать верное направление.

Но в дальнейшем мы Марусю оценили.

Во-первых, в Польше она советовала нам все время куда-то повернуть, а мы не слушали, так как это противоречило указателям и, как нам казалось, удлиняло маршрут. В результате мы долго ехали по муниципальным дорогам среди населенных пунктов с постоянным ограничением скорости 50-60-70 (максимум 90) км в час. Когда мы все же прислушались к настоятельному совету Маруси и свернули, то оказались на шикарной автостраде, где разрешена скорость 130 км в час. Правда, дорога оказалась платной.

Во-вторых, без Маруси мы просто не смогли бы найти гостиницу во Франкфурте-на-Одере. В найденной нами самостоятельно гостинице не было свободных мест, на улице темнело, вдоль автострады гостиниц не было. Попросили Марусю довести нас до ближайшей гостиницы, и она это с успехом сделала: «Проезжайте прямо 240 метров, поверните направо, через 100 метров заезжайте на эстакаду и поверните налево…» и т.д.

Итак, в нашем автопутешествии-2009 приняли участие:

Олег – 53 года, водитель и дедушка по совместительству;

Виктория – 53 года, штурман, по совместительству жена дедушки и, конечно же, бабушка;

Беата – 7 лет, по возрасту – юнга, по степени влияния на маршрут и программу путешествия – капитан, по совместительству юморист, смешила нас всю дорогу;

Харитоша – Шкода Октавия Тур, возраст на начало путешествия 5 месяцев;

Маруся – «дама» неопределенного возраста (навигатор Garmin, к которому заблаговременно была куплена карта Европы). Маруся присоединилась к нам на время путешествия и вернулась потом в свою «семью», но сумела за это короткое время убедить нас в том, что нам нужна своя «Маруся».

ДОКУМЕНТЫ И ВИЗЫ

Всё путешествие в этот раз было подготовлено и реализовано нами самостоятельно, без участия туристических фирм. Оформлением виз мы также занимались самостоятельно.

Для оформления виз необходимо было подготовить уйму всяких документов. Наши паспорта соответствовали всем требованиям (срок действия не менее 3.5 месяцев со дня окончания поездки). Надо было сделать паспорт для Беаты, так как вписать ребенка в паспорта дедушки и бабушки нельзя. На это ушел месяц. Беаточка очень гордилась тем, что у нее появился такой серьезный документ, спрашивала, можно ли его в школу понести, детям показать. На наше замечание, что в школу паспорт нести не надо, последовал вопрос: «Ну, хоть копию сделать можно?» Беата очень огорчалась, что при поселении в гостиницы ее паспорт не требовался. И она была чрезвычайно рада, когда при пересечении белорусско-польской границы, наконец-то, не просто проверили наличие ее паспорта, но еще и фото с оригиналом сравнили, обратившись к ней со словами: «Пани Беата?»

На сайте посольства Нидерландов (Голландии) в России мы заблаговременно узнали, какие документы нужны для поездки. С сайта мы также скопировали бланк анкеты. Список документов на сайте был ориентирован на тех, кто путешествует на самолете. Что необходимо для самостоятельного путешествия на автомобиле на сайте указано не было. Мы написали электронное письмо в посольство с вопросами, однако ответа не получили. Поэтому информацию собирали из разных источников (Интернет и кубанский форум, друзья, знакомые).

Список документов получился большим, во многом это было связано с тем, что с нами путешествовал ребенок, которому мы приходились не отцом и матерью, а бабушкой и дедушкой. В такой ситуации кроме копии свидетельства о рождении ребенка (несмотря на наличие собственного паспорта), копии свидетельства о рождении его матери (для подтверждения родства ребенка с дедушкой и бабушкой), справки из школы с указанием на каникулярное время, обязательно надо было нотариально оформить согласия от обоих родителей на выезд ребенка за рубеж. В этих согласиях были перечислены страны, куда можно было ехать с ребенком, а также было указано: «… и другие страны Шенгенского Соглашения». Уже в поездке мы обнаружили, что нет согласия родителей на выезд ребенка в Белоруссию, через которую мы собирались ехать. Но, к нашему удовольствию, никто нигде у нас эти документы (согласия родителей) не проверял.

Все необходимые страховки для выезда за рубеж мы оформили в страховой компании ВСК, где уже несколько лет оформляли страховки ОСАГО и КАСКО. Карта международного страхования ответственности владельцев транспортных средств (грин-карта, зеленая карта), а также расширение зоны действия КАСКО были оформлены нами на 1 месяц, и стоило это 3 180 руб. Медицинская страховка на сумму 30 000 евро на каждого человека обошлась нам 2 020 руб. (за всех).

Приглашение от друзей очень облегчило нам процесс получения виз (Леночка, спасибо огромное еще раз!), иначе пришлось бы гостиницы бронировать по всему маршруту. А это очень неудобно, как показывает наш опыт. Например, мы не знали заранее, сколько времени потребуется на пересечение белорусско-польской границы, поэтому планировали заночевать в Польше, где-нибудь в районе Варшавы. Границу прошли быстро, поэтому всю Польшу с востока на запад проехали в этот же день и заночевали уже в Германии.

Нам повезло, что наши друзья, пригласившие нас в гости, проживают в Нидерландах (а не в Германии, например), потому что весной этого года в Ростове-на-Дону открыли визовый центр Нидерландов в офисе Британского визового центра, и нам для оформления документов не пришлось ехать в Москву (далеко, долго, дорого). Визовый центр в Ростове-на-Дону находится в одном из двух зданий-близнецов в пяти минутах езды от Ворошиловского моста, так называемые «синие башни» по адресу: индекс 344022, г.Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 74, офис 1308. Там же находится офис Британского визового центра.

Процесс получения виз состоял из нескольких этапов. Мы подготовили документы, сели в машину и поехали все втроем в Ростов-на-Дону. Оказалось, что документы принимают по предварительной записи. Мы заранее не записывались, поэтому пришлось ждать часа два. Потом нас пригласили в офис и приняли все документы, сообщив, что дней через десять нужно будет позвонить, и если все будет готово, то приехать и забрать паспорта с визами. Мы погуляли по Ростову-на-Дону, свозили внучку в зоопарк и вернулись домой.

Через несколько дней нам позвонили из посольства, чтобы уточнить некоторые вопросы. Во-первых, консулу были непонятны наши родственные отношения. У внучки фамилия другая, мы приложили все необходимые документы, подтверждающие наше родство, однако явно нигде не указали, что она наша внучка – не было в анкете соответствующей графы. Нам сказали также, что необходимо еще в визовый центр передать копию тех.паспорта на машину. Мы пояснили, что копию тех.паспорта передать для нас проблематично, так как надо в Ростов для этого ехать, и предложили и переслать его по электронной почте. Нам сказали, что посоветуются и перезвонят. Не дождавшись телефонного звонка в течение нескольких дней, мы сами стали звонить, интересоваться нашей судьбой. Оказалось, что визы нам оформили, и мы можем забрать паспорта в Ростове.

Таким образом, после некоторых волнений через 10 дней после подачи документов в Ростове мы получили все паспорта с визами. Для получения документов не надо было ехать всем, сделать это мог кто-то один из нас. Стоимость оформления виз: 1 510 руб. (35 евро) плюс 1 120 руб. – сервисный сбор (итого на одного человека 2 630 руб.)

ГРАНИЦА

Мы пересекали две границы вначале в одну, потом в другую сторону: Россия–Белоруссия и Белоруссия–Польша (Европейский Союз).

Первая граница между Россией и Белоруссией. Наш пост проехали без остановок. На белорусском посту остановились, оплатили 477 российских рублей (12 евро) – цитирую из полученной нами квитанции: «сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь». По этой квитанции мы могли ездить по дорогам Белоруссии целую неделю в установленные сроки.

Если планируется провести на территории Белоруссии менее суток, то заплатить надо всего 4 евро. На обратном пути мы не планировали задерживаться в Белоруссии дольше, поэтому оплатили именно эту сумму. На въезде оплатили свой проезд по Белоруссии, получили квитанцию с указанием срока пребывания. На выезде из Белоруссии предъявили эту квитанцию и благополучно выехали за пределы этой страны.

При въезде в Белоруссию, а потом и в Польшу обязательно проверяют наличие страховки на авто (грин-карта).

Вторая граница между Белоруссией и Польшей. На границе, если не везешь ничего запрещенного, можно ехать по зеленому коридору. Мы так и сделали. Белорусскую границу прошли быстро. Таможня проверила паспорта и пропустила.

На польской стороне по пути в Европу стояли больше часа – говорят, попали на пересмену. В Польше было две проверки. Первая: сверили лица с фото в паспортах, взяли доки на машину (тех.паспорт, грин-карта), поинтересовались наличием денег (мы ехали по частному приглашению, надо чтобы денег хватало на весь срок, можно ссылаться на банковскую карту – не проверяют), попросили открыть багажник – поверхностно осмотрели. Вторая проверка метрах в десяти за первой. Опять открыли багажник, поспрашивали, а что в этом чемодане, а в этой корзинке, ответами были удовлетворены, попросили открыть одну из сумок, поверхностно осмотрели содержимое. Все. Вернули доки, и мы дальше поехали. В общем, пропустили нас в Европу.

На обратном пути почти то же самое, только багажом теперь белорусы интересовались (без фанатизма). В основном интересовались, не везем ли мы новую бытовую технику, мобильные телефоны.

Границ между странами Европейского Союза нет. Вернее, остались КПП с прежних времен, но там никто никого не проверяет. Иногда и КПП уже нет, можно через «границу» проехать и не заметить, что уже в другом государстве находишься.

БЕНЗИН. ДОРОГИ. ПАРКОВКИ

За время нашего путешествия было израсходовано 747 л бензина, в среднем 7.25 л на 100 км.

Россия. В России и в других странах, где это было возможно, заправлялись 92-м бензином на «Лукойле» по цене от 19.79 до 20.22 руб. за литр, в среднем – 19.96 руб. за литр. Заправка «Лукойл» в Европе встретилась один раз, в Польше, причем, дисконтная карта «Лукойла» не действовала.

О качестве дорог рассказывать не будем. Большую часть пути ехали по М4 – об этом участке много написано и рассказано: бесконечные ремонты, знаки «40», пресловутая пробка в районе Ельца, коварные ДПС-ники. После поворота с М4 в сторону белорусской границы транспорта становилось все меньше и меньше. На одном из участков, где велся ремонт, и на дороге было много гравия, поймали камешек в лобовое стекло (раньше уже писали об этом).

Вдоль дорог было много подсолнухов – чем дальше на север, тем они меньше и ниже. В Брянской области (за Клинцами уже) встретилась нам огромная туча бабочек – летали, сидели на земле, на дороге, одна возле другой – и так несколько километров. Зрелище впечатляющее!

В России ехали по платной дороге в районе Липецка. Заплатили 20 руб. (грузовой транспорт и автобусы дороже) за примерно 20 км пути. Платный участок в скором времени будет продлен, там велись активные строительные работы.

По пути в Европу в России за парковки платить не пришлось, парковались на территории мотеля бесплатно. На обратном пути ночная стоянка авто у придорожного отеля в районе Орла стоила 100 руб.

Белоруссия. Стоимость бензина в Белоруссии немного дороже, чем в России. Оплачивать бензин можно было любой валютой: белорусскими или российскими рублями, евро. Были соответствующие ценники (про доллары не помним). Мы заправлялись по 24.79 руб./л (или 2220 бел.руб./л), на обратном пути платили по 24.39 руб./л (2020 бел.руб./л). Чем ближе к границе между Белоруссией и Польшей, тем дороже бензин. Последняя заправка в 100 метрах от белорусского пункта контроля.

В Белоруссии тоже есть платные дороги. Оплачивали один участок непосредственно перед Брестом – 22 рубля за 20 км примерно. Парковались при гостиницах бесплатно.

Качество дорог хорошее. Транспорта значительно меньше, поток существенно увеличивается при подъезде к Бресту. Большая часть дороги пролегает через лес. Много оборудованных и с любовью оформленных мест для кратковременных остановок.

Польша. Бензин покупали по 4.41 - 4.47 zl  за куб. дм. Курс был примерно такой: 1 € = 3.7 zl и 1 $ = 2.7 zl (польский злотый).

Дороги в Польше хорошие (асфальт, четкая разметка, указатели и проч.), но узкие, и во многих местах велся ремонт. Местные водители нарушали скоростной режим (вместо 50-60 км в час ехали под 100), сплошную пересекали и даже две сплошных. Мы старались ехать по правилам. Дорожную полицию увидели (в засадах) только ближе к Германии.

Много фото-радаров установлено, но всегда есть предупреждающий знак, типа «Осторожно, Вас снимает скрытая камера!» И это не только в Польше. Так по всей Европе.

Некоторые участки дорог – платные. Мы оплачивали три участка с фиксированной оплатой по 11 zl каждый. При въезде на платную дорогу сразу ничего не платишь, въезд совершенно свободный. Через некоторое расстояние появляются пункты оплаты. Мы после въезда на платный участок ехали довольно долго до пункта оплаты, даже начали волноваться – не придется ли штраф платить, останавливались на заправке, спрашивали. Нас успокоили, что все в порядке. Наконец, мы доехали до пункта оплаты. Заплатили – поехали дальше. И так несколько раз. В нужном тебе месте съезжаешь с платного участка и держишь путь дальше. При этом возможно, последняя оплата предполагает проезд большего расстояния. То есть ты заплатил больше, чем проехал. Но если вспомнить бесплатный участок платной дороги в начале пути, то в среднем нормально выходит. На наш взгляд, система довольно простая и эффективная. Во Франции, например, все гораздо сложнее, на наш взгляд.

Польшу пересекали транзитом с востока на запад в один день, а на обратном пути с юго-запада на северо-восток. После Белоруссии следующая ночевка была уже в Германии. На обратном пути пришлось заночевать в Польше, парковали авто бесплатно при отеле.

Германия. Бензин – от 1.34 до 1.42 € за литр (самый дешевый и самый дорогой показатели в Западной Европе, встретившиеся на нашем пути).

Платить за проезд по дорогам не надо.

За парковку авто в отеле в Бремене заплатили 8 €. По Бремену передвигались пешком, так как жили близко от исторического центра. В других местах не парковались. В Берлин и другие большие города не заезжали, как там с парковками дела обстоят, не знаем.

Нидерланды. Бензин – от 1.37 до 1.39 € за литр.

Пользование автодорогами в Нидерландах бесплатное, но необходимо платить за проезд по мостам и тоннелям. Мы оплатили проезд по одному из тоннелей (4.5€) и переправу на пароме (3€):

Парковки дорогие, особенно в центрах больших городов. Например, 5 € в час стоила парковка нашего авто, пока мы посещали музей «Мадам Тюссо» в центре Амстердама. Естественно одним часом мы не обошлись… Найти свободное место весьма непросто. Иногда сложно разобраться с парковочными автоматами (они очень разные). У нас иногда сложности возникали, но прохожие всегда помогали в таких случаях. Большое количество каналов ограничивает выбор маршрута даже при наличии навигатора. Это, а также высокая стоимость парковки привели к тому, что мы старались на авто по городу не ездить, пользовались городским транспортом. Проезд на городском автобусе стоил 2.6 € за троих. Парковка авто на территории отеля в Амстердаме в течение нескольких дней и ночей обошлась нам в 12.5 €.

А это наш Харитоша на парковке в центре Амстердама:

В Лейдене и Роттердаме парковались на территории отелей бесплатно. Парковка в местечке Киндердайк, куда мы заехали посмотреть на мельницы, стоила 5 €.

Бельгия. Не заправлялись, о стоимости бензина нам ничего не известно.

Проезд по дорогам бесплатный.

В Брюгге парковались на время прогулки по городу. Найти свободное место было очень сложно. Ехали по старинным узким улочкам, поворачивали с одной на другую, а свободного места все не было. Наконец, нашлось местечко, и мы удачно припарковались. Пошли к автомату оплачивать парковку, но никак не могли справиться с ним. В результате нам удалось заплатить за парковку всего 1 €. Это давало нам право стоять не более часа. Гуляли мы, конечно же, значительно дольше. Когда решили вернуться к нашему авто, с ужасом обнаружили, что не можем найти к нему дорогу. Хорошо, что один из встретившихся туристов подарил нам карту города Брюгге, а мы после парковки на бумажной салфетке записали название улицы, где поставили авто. Это нас и спасло – автомобиль был найден.

Франция. Бензин – от 1.38 до 1.39 € за литр.

Большинство загородных автодорог во Франции являются платными. Они обозначены дорожными знаками синего цвета. Проезд по таким дорогам очень дорог, дороже чем в других европейских странах, по которым мы проехали, и обошелся нам примерно 0.1 € за километр. Дороги, плата за пользование которыми не взимается, обозначены дорожными знаками зеленого цвета.

Оплатили также 5 € за проезд по мосту «Pont de Normandie». За проезд по другим мостам во Франции больше платить не пришлось.

Паркинги при отелях во французском Бресте, в Париже и в Сен-Мишеле были бесплатными. Оплачивали мы лишь парковки в Сен-Мишеле на дамбе у самого аббатства (4 €) и в Сен-Мало (6 €) во время нашей прогулки по городку.

Швейцария. Здесь мы не заправлялись, но видели, проезжая, стоимость бензина – 1.32 € за литр.

Право на проезд по скоростным дорогам дает специальная наклейка на лобовое стекло, стоимость которой составляет 40 CHF (швейцарских франков), что эквивалентно 27.4 € на тот момент. Купили мы такую наклейку на КПП при въезде в Швейцарию из Франции: нас остановили, спросили, куда едем и сообщили, что нужна наклейка. Хотя сейчас Швейцария и входит в шенгенскую зону, КПП на ее границах действуют. При выезде из Швейцарии в Германию нас также остановили, проверили документы и наличие виз. Действует эта наклейка в течение года, но переклеить ее с одного авто на другое невозможно из-за специальных прорезей (при попытки отклеить она рвется).

Парковка бесплатная на территории отеля. В других местах, где останавливались, тоже оплачивать не пришлось.

Чехия. Бензин – 30.90 czk за литр (czk – чешская крона).

Прежде, чем использовать скоростные шоссе, необходимо приобрести специальную наклейку на лобовое стекло автомобиля на любой заправочной станции или на почте. При отсутствии этой наклейки пользоваться автострадами запрещено. Минимальная наклейка на 1 неделю стоит 220 czk (чешских крон), что было эквивалентно 8.6 € по курсу обменного пункта, где мы 50 $ на 811 czk поменяли.

Наклейки («виньетки») для проезда по Швейцарии и Чехии:

    

В Праге парковки очень дорогие. Мы на авто по городу почти не ездили, только в зоопарк. Жили в отеле буквально в двух шагах от Карлова моста и гуляли пешком в этой части города. При отеле парковки не было. Пришлось авто поставить на соседнюю платную парковку. За 2 ночи и два дня заплатили 770 czk (это примерно 30 €). Дороже за паркинг мы не платили нигде. Так это еще при условии, что парковщик нам попался русскоговорящий, и мы смогли о хорошей скидке договориться!

При парковке на улицах Праги надо обращать внимание на то, что синяя линия на проезжей части (синяя зона) разрешает парковку только машинам со специальной парковочной картой. Желтая линия (желтая зона) запрещает парковку. Автоматы для оплаты парковки бывают с 6-часовым максимумом парковки (помечены зеленым кружком) и с 2-часовым максимумом парковки (помечены оранжевым кружком).

Правила дорожного движения (ПДД)

Организация дорожного движения в разных европейских странах аналогична, однако имеются некоторые отличительные черты.

Скоростной режим в разных странах разный, хотя и есть много общего. Например, в населенных пунктах максимальная разрешенная скорость 50 км в час, бывают ограничения до 30 км в час. За пределами населенных пунктов разрешена скорость 90-100 км в час, на автострадах, как правило, до 110-120 км в час. На платных скоростных автострадах до 130 км в час. В Германии на некоторых участках автострад ограничения скорости нет, можешь ехать, сколько хочешь или сколько можешь. Хотели сфотографировать знаки отмены ограничения скорости 130 км в час, но пролетали их очень быстро, сфотографировать не успевали. В Германии бывали такие ситуации: едем со скоростью 150-160 км, нас догоняет и обгоняет какой-нибудь «гонщик», засекаем время, через 5-7 сек. он уже на расстоянии примерно 100 м впереди нас. Элементарные расчеты показывают, что скорость обгоняющего не менее 200-210 км в час. И это абсолютно законно.

Во Франции мы случайно нарушили скоростной режим. Это зафиксировал фоторадар. По нашему предположению, мы ехали немного больше 110 км в час, там, где было ограничение 70. То есть превысили (повторю: случайно) скорость более чем на 40 км. По правилам превышение скорости на 20 км карается штрафом в 100 евро, превышение на 50 км – штрафом в 500 евро. Можно предположить, что наше нарушение «тянет» на 350-400 евро. Никто пока нам претензий не предъявил. Предъявят – придется платить, к сожалению. Наши друзья из Нидерландов как-то перед фоторадаром нарушили скоростной режим на территории Франции всего на 4 км в час. Через несколько месяцев им на домашний адрес в Нидерланды пришла квитанция для оплаты 20 евро штрафа. Да, представьте: за 4 км – 20 евро! И наказание неотвратимо…

Отличается в разных странах также допустимый уровень алкоголя в крови водителей от 0 промиле в Чехии до 0.5 промиле в Нидерландах и Швейцарии. За управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения штраф от 220 до 5800 евро, возможно также лишение водительских прав на длительный срок. Поэтому за рулем мы не пили даже пиво.

Швейцарское законодательство категорически запрещает использование или даже хранение в багажнике антирадаров. Нарушителю грозит не только штраф на крупную сумму, но возможен даже арест. При этом антирадар на законном основании будет изъят и уничтожен. У нас такого устройства не было в путешествии и нет до сих пор – обходимся как-то. Запрет на антирадары действует и в других странах (Бельгия, Польша и др.)

Правила перевозки детей на переднем или заднем сидении авто в разных странах отличаются и зависят от возраста, роста ребенка, от использования специальных детских удерживающих устройств. Чтобы не перепутать чего-нибудь, мы ребенка по Западной Европе всегда возили только на заднем сидении с помощью специального детского устройства (бустер – подкладка под попу) и обязательно пристегнутого ремнем безопасности. Ребенок быстро к этому привык и сам усаживался, как положено.

В зимний период эксплуатация транспортных средств разрешается только при наличии зимней резины.

Комплект документов водителя и оборудование автомобиля обязательными предметами разнятся в разных странах. Обобщенно эту информацию можно представить так.

Водитель обязан иметь при себе и предъявлять для проверки:

–  водительское удостоверение международного образца (серая книжечка с записями на многих языках), которое можно получить в ГИБДД; у нас были обычные водительские удостоверения (пластиковая карточка); за все путешествие нас ни разу не остановили, документы никто не проверял;

–    технический паспорт на транспортное средство;

–    страховку на автомобиль (зеленую карту);

–    личный паспорт (необходим в некоторых странах).

В автомобиле необходимы:

–    медицинская аптечка;

–    знак аварийной остановки;

–    набор запасных ламп;

–    светоотражающий жилет;

–    огнетушитель.

При изучении правил дорожного движения в разных странах мы использовали ресурс http://www.avtotut.ru/law/pdd_za_rubezhom/Evropa/

ОТЕЛИ

У нас уже был опыт путешествия на авто по Западной Европе. В 2006 году мы на авто, взятом напрокат в Париже, в течение недели путешествовали по Франции и Италии. Тогда весь маршрут был спланирован нами заранее и, соответственно, через турфирму заранее были забронированы все отели. Наша задача состояла тогда только в том, чтобы каждый день быть в определенном месте.

В этот раз и путешествие было гораздо продолжительнее, и ехали мы для встречи с друзьями, а не просто осматривать достопримечательности, поэтому заранее не могли определить место нахождения в каждый конкретный день, поэтому отели заранее не бронировали.

Россия. По трассе М4 в России мы ездили довольно часто и в Москву, и в Питер, и в другие города. Знаем эту дорогу неплохо. Как правило, если едем в северном направлении, то останавливаемся на ночевку в мотеле «Святой Георгий» (село Подклетное), не доезжая до Воронежа километров 20. Там чисто, есть телевизор, душ и туалет на блок из двух комнат (одна на 2, другая на 3 места), есть горячая вода, буфет, где можно круглосуточно перекусить. Парковка при мотеле бесплатная, авто прямо под окнами стоит. За стандартный 3-местный номер мы заплатили 1500 руб.

На обратном пути ночевали в мотеле под городом Орел за 1900 руб. Парковку оплачивали отдельно. Но выбора у нас не было. Обычно мы останавливаемся на ночлег, как только темнеть начинает. А в этот раз ехали уже по темноте, но отелей по пути не встретилось. Да и в мотеле под Орлом мы заняли последний свободный номер.

В Белоруссии ночевали по пути туда и обратно в нескольких гостиницах: в Калинковичах, Бресте и Кобрине. Гостиницы Белоруссии заслуживают того, чтобы о них рассказать подробнее.

Калинковичи довольно большой городок. Но, как оказалось, с гостиницами там напряженно. Наконец, нашли одну с ремонтом и мебелью советских времен, но с удобствами, «Дружба» называется. На улице ураган надвигался, поэтому решили больше ничего не искать, останавливаться и ночевать. Спросили, сколько стоит номер. Оказалось, что платить надо исключительно белорусскими рублями, которых у нас, естественно, не было, а банки и обменные пункты к тому времени уже не работали. Но одна из сотрудниц гостиницы любезно согласилась поменять нам рубли – российские на белорусские, но долго не могла нам сказать, сколько надо российских рублей, чтобы за номер заплатить. Все что-то подсчитывала, и, наконец, определилась. После обмена заплатили за гостиницу сумму в 760 рос.руб., включая парковку авто. Утром разговорились с «обменщицей» и она проговорилась, что вечером никак не могла нам сумму назвать, так как не могла понять по нашему виду, сколько для нас будет «недорого»: и нас обидеть боялась и себя обделить не хотела.

Как нам показалось, белорусы добрые, бесхитростные люди. Если мы обращались к кому-нибудь с вопросами, нам всегда очень искренне пытались помочь. Нам помогали даже тогда, когда мы об этой помощи не просили. В Бресте водители такси, к которым мы обратились по поводу гостиниц, посоветовали недорогую и очень хорошую гостиницу и подробно рассказали, как к ней проехать, совершенно бескорыстно.

Гостиница «5 колец» в Бресте находится на стадионе (ул.Гоголя, 9). За двухкомнатный номер с удобствами и большим балконом, выходящим на поле стадиона, мы заплатили немного больше 1100 рос.руб. Вначале нам назвали бóльшую сумму (за трех человек), а потом предложили заплатить только за двоих взрослых, а ребенка уложить спать на диванчике, постелив собственное постельное белье. В результате стоимость нашего проживания в этой гостинице уменьшилась на треть.

На стадионе в это время проходили репетиции праздника, посвященного предстоящему дню города. Так что мы еще на шоу полюбовались.

На обратном пути тоже хотели остановиться в гостинице «5 колец», но, к сожалению, мест не было. Нам сказали, что надо было по телефону звонить заранее (тел. 20 84 95, факс 20 84 59). Другие гостиницы в Бресте тоже были заняты, так как в военном гарнизоне была присяга молодых бойцов, и к ним приехали родственники из разных городов. Поэтому мы приняли решение ехать дальше и остановиться на ночлег в городе Кобрин. В то время в городе действовала только одна гостиница «Суворов», вторая была на ремонте. Трехместный номер с удобствами стоил в гостинице «Суворов» почти вдвое дороже, чем в «5 кольцах» в Бресте, но делать нечего – и мы поселились. Перекусили, душ приняли, начали укладываться. Беата обнаружила, что постельное белье у нее все в дырах: и простынь и пододеяльник. Пришлось идти к администратору менять. Но этим наши приключения в гостинице не закончились. Когда укладывался спать глава семейства и сел на свою кровать, то провалился до самого пола. Оказалось, что решетка, на которой лежит матрац, состоит из отдельных никак не закрепленных планок. Планки «разъехались» и образовали дыру, в которую Олег и провалился. Мы все поправили и, наконец, все улеглись.

Однако ночью кровать подо мной рухнула, и я оказалась на полу. Мы подумали, что опять планки виноваты. Но все было значительно хуже: кровать просто развалилась. Среди ночи мы не пошли к спящему администратору разбираться, так как это отняло бы у нас драгоценное время на сон, которого и так оставалось немного – рано утром мы планировали отъезд. Постелив матрац на пол, пришлось спать в таких спартанских условиях.

Утром, разбираясь с администратором, говорю ей, что спать пришлось на полу. Она удивлена: «Да надо было просто планочки поправить!». Оказывается, администрации известно, что планочки «разъезжаются», а поправить, закрепить их как-то никто и не собирается! После долгих переговоров, было принято решение вернуть нам часть денег за номер (буквально одну треть). Но и это еще не все. Возвращаюсь в номер, а Олег не может выйти из ванной комнаты – она закрылась и не открывается. Опять иду к администратору, она в шоке: «Не может быть!» Но, слава Богу, все завершилось хорошо, благодаря нашему оптимизму и позитивному отношению к жизни. В завершение Беата говорит: «Дедушка, ну ты бы в ванной хоть песни бы русские пел!» Мы посмеялись и поехали дальше.

В Западной Европе мы, как правило, ориентировались на отели 3*, и находили их по-разному.

Иногда с помощью навигатора: выбирали ближайший отель из списка в навигаторе и ехали туда. Если нас что-то не устраивало, или мест не было, выбирали следующий отель.

В тех случаях, когда мы заранее знали, в каком городе будем ночевать, мы посылали SMS-сообщение нашей дочери в Краснодар. Дочка на сайте www.hrs.de бронировала отель и сообщала нам SMS-кой код бронирования. Мы приезжали, оплачивали и успешно поселялись. У нас компьютера с собой не было, поэтому мы не могли самостоятельно забронировать отель через Интернет.

В основном, стоимость проживания за одну ночь составляла 70-80 €.

В Польше мы ночевали только на обратном пути. Ехали в Брест, темнело, решили переночевать. По навигатору нашли отель в какой-то деревушке недалеко от трассы. Однако с удивлением обнаружили, что мест нет. Поехали в следующий отель – там тоже нет мест. Оказалось, что в этот вечер неподалеку давала концерт группа U2 (произносится как «юту») – рок-группа из Дублина (Ирландия). Как утверждают фанаты группы, U2 – одна из самых популярных, успешных и влиятельных групп мира. На сегодняшний момент продано около 170 млн. копий всевозможных записей группы. Группа получила 22 премии «Грэмми», на данный момент ни одна другая группа не может похвастаться такими успехами.

На одном из сайтов в Интернете мы прочли: «Концерт U2 в Москве пройдет 25.08.2010 в рамках мирового тура команды, приуроченного к выходу альбома No Line On The Horizon. Тур в поддержку новой пластинки начался в 2009 году, и группа, вдохновленная его успехом, решила продолжить свое музыкальное путешествие в 2010 году». Вот этот успех группы мы, видимо, и ощутили на себе, когда колесили по Польше в поисках свободных мест в гостиницах.

В итоге мы, конечно, нашли уютный отель («Юра-отель») с завтраком, правда, в поиске пришлось проехать не один десяток километров. Зато теперь мы знаем, сколь широко простираются границы популярности группы U2.

В Германии ночевали в двух гостиницах по пути в Нидерланды. Первый раз во Франкфурте-на-Одере  почти на границе с Польшей в маленьком частном отельчике (с завтраком) на окраине города. На фото гостиница во Франкфурте-на-Одере и вид из окна нашей гостиницы на городок ранним утром.

Вторая гостиница сети Ibis была в Бремене. Во Франкфурт приехали поздно, администратор отеля говорила только по-немецки (а мы немецкого не знаем, к сожалению). Однако Олегу удалось договориться о вкусном ужине, который был приготовлен специально для нас (за отдельную плату, конечно). Вообще, о «языковом барьере» и умении общаться без знания языков расскажем немного позже.

В Нидерландах останавливались в нескольких гостиницах: в Амстердаме (Ibis), Лейдене (Ibis), Роттердаме. В центрах этих городов найти недорогие отели нам не удалось, поэтому селились ближе к окраинам. В Амстердаме и Лейдене пользовались общественным транспортом. В Роттердаме на своем авто передвигались.

В Амстердаме по приезду заходим в свой номер, включаем телевизор, а там приветствие, адресованное именно нам. Очень было приятно.

Отель в Роттердаме был очень милым и уютным.

В Бельгии на ночлег не останавливались.

Во Франции ночевали между Брюгге и Сен-Мишелем (Ibis), в городке возле дамбы, ведущей к аббатству Сен-Мишель, в Бресте и в пригороде Парижа (на расстоянии одной остановки скоростного метро от Диснейленда).

Вначале хотели пожить в отеле прямо на территории Диснейленда. Выбрали симпатичный отельчик, правда, 2*. Нам насчитали астрономическую для нас сумму больше, чем 300 евро за номер за одну ночь. А поскольку в этом отеле мы планировали ночевать не одну ночь, мы посчитали это расточительным и поехали искать другой вариант.

Отели Диснейленда стилизованы под разные эпохи, там, как и в парке много интересного. Но времени на развлечения в отеле у нас бы совсем не осталось, так как практически с утра до позднего вечера мы проводили в парках. Поэтому мы не сожалеем о том, что жили не в Диснейленде, а на прилегающей территории, так сказать.

В поисках отеля близ Диснейленда нам в очередной раз помог навигатор – наша разлюбезная Маруся. С ее помощью нашли вариант поскромнее и подальше от парка, но расположенный очень удобно для нас. Наш отель находился рядом со станцией скоростного метро всего в одной остановке от Диснейленда. Поэтому Харитошу припарковали на территории отеля и все время пребывания в Диснейленде и Париже передвигались на метро. Было очень удобно: вышли из гостиницы, метро рядом, проехали одну остановку – мы в Диснейленде. Париж в противоположном направлении минутах в 40-45.

В Сен-Мишеле и Бресте нам попались гостиничные номера в двух уровнях. Вначале в Сен-Мишеле. Беата очень обрадовалась, когда мы вошли в номер и увидели второй этаж. Она сразу «оккупировала» его, разложив и развесив свои вещи.

Однако после ночной прогулки по аббатству Сен-Мишель, где было темно и таинственно, безлюдно на узких улочках, Беатка почувствовала себя не очень уютно и говорит: «Бабушка, а давай дедушка на втором этаже спать будет».

Отель во французском Бресте был очень похож на отель в Сен-Мишеле, хотя они и не принадлежат к одной сети. Учитывая опыт, приобретенный в Сен-Мишеле, Беата уже не так рьяно стремилась на второй этаж. Но все же расположилась именно там.

Это тоже в отеле во французском Бресте

Пришлось один раз заночевать в Швейцарии. Маруся привела нас к гостинице, нам показалось дороговато (103 € за двухкомнатный номер с балконом, завтраком и бесплатной парковкой за ночь). Решили сэкономить, проехались по другим гостиницам и вернулись в первую, так как другие оказались еще дороже.

Вид на Швейцарию с балкона нашего отеля:

Еще одно преимущество этого отеля в том, что он расположен недалеко от водопада, любоваться которым мы приехали в Швейцарию. В результате эта гостиница оказалась самой дорогой за все время нашего путешествия.

В Чехии останавливались только в Праге, в историческом центре, минутах в 5-7 пешком от Карлова моста. Правда, номер был небольшой двухместный, зато завтрак – шведский стол, при чем на троих. Это была одна из самых дешевых гостиниц в Европе (57 €), дешевле было только в Польше (около 49 €). Но парковки рядом с отелем не было. Пришлось парковать авто на платной общественной парковке, которая оказалась очень дорогой (см. раздел «Бензин. Дороги. Парковки»).

ПИТАНИЕ

 

В еде мы неприхотливы. Никаких продуктовых запасов в Европу не брали, кроме еды на первые дни путешествия еще по России, и питьевой воды.

Завтракали в гостиницах, когда это входило в стоимость номера. Если завтрак предусмотрен не был, то мы с вечера покупали продукты в магазинах или на рынках (сыр, колбаса, сметана, творожки, молоко, соки, фрукты) и завтракали прямо в номере. Но качество продуктов не всегда соответствовало той красоте, которую мы видели на витринах. Например, морковь на следующем фото, которую мы купили погрызть в пути, оказалась совершенно не вкусной. Рыбу и креветки только сфотографировали, но не покупали.

На одном из рынков мы обнаружили плоские персики. Они были сочными и вкусными, от обычных персиков отличались очень маленькой косточкой. Опомнились, что надо бы фото сделать, только тогда, когда съели почти все персики. Сфотографировали единственный оставшийся персик для сравнения рядом с яблоком средних размеров:

Чай, кофе, маленький электрочайничек, которые мы возили с собой, тоже выручали нас в таком случае. Иногда номера в гостинице уже были оборудованы электрочайником, рядом с которым мы обнаруживали пакетики сахара, чая и кофе.

Обед, в привычном для русского человека понимании, мы, как правило, заменяли легким перекусом: бутерброд, пицца, мороженое-пирожное, какие-нибудь местные сладости, сок, чай, кофе – как-то так.

Немецкие булочки в Бремене – воздушные, сладкие и очень ароматные, настоящая итальянская пицца в Амстердаме, легкий европейский перекус в музее «Натуралис» в Лейдене, сладкий «котёнок» где-то по пути.

 

Мороженое и кофе в Париже – таким бывал наш обед:

 

А в Диснейленде даже пицца была сделана в виде Микки-Мауса:

В Польше остановились перекусить в придорожном ресторане. Олег супчика захотел. Официантка говорила по-польски, ни русского языка, ни английского она не понимала. Но при слове «суп» порекомендовала нам один из пунктов меню. Через некоторое время она принесла тарелочку с тремя маленькими фаршированными блинчиками  и на блюдце большую бульонную чашку с двумя ручками и столовой ложкой. Как оказалось, внутри блинчиков были овощи – капуста, морковь и еще что-то. В чашке – темная жидкость цвета бордо. Мы предположили, что это суп-свекольник. Оказалось, (вы не поверите!) вишневый компот! До сих пор с улыбкой вспоминаем этот польский «супчик».

Беата не могла равнодушно проехать мимо «Макдональдса». Когда в начале нашего путешествия мы ехали по Польше и проехали мимо такого заведения, Беаточка была очень разочарована. Мы пытались объяснить ей, что «макдональдсов» в Европе «как собак нерезаных», но она все сокрушалась, что мы мимо проехали и теперь ей вряд ли удастся поесть в таком милом местечке. Но буквально в течение часа на нашем пути встретился еще один «Макдональдс», потом еще и еще. Беата успокоилась, но частенько ей удавалось склонить нас к перекусу именно в «Макдональдсе». Как мы выяснили, ей нравится не столько еда, сколько игрушка, которую можно получить с набором «Happy Meal». За время путешествия нам удалось собрать целую коллекцию таких игрушек.

Ужинали мы чаще всего основательно в каком-нибудь ресторанчике. Старались попробовать разнообразные блюда местной кухни. Вот меню одного из ресторанов в Амстердаме, можно сориентироваться по ценам:

А вот и наш ужин (частично) в этом ресторане:

Мы любители супчиков, которые были очень вкусными и питательными: один – суп-пюре с море-продуктами, другой – на мясном бульоне и, естественно, с мясом. М-м-м… До сих пор слюнки текут. Беаточка же в ресторане ничего себе не выбрала, видимо потому что рядом был её любимый «Макдональдс»…

А вот наш ужин в Лейдене в одном из районов, куда мы случайно забрели во время прогулки.

На вращающемся блюде стояли шесть пиал с рыбой, креветками и мясом. Отдельно подали соус в маленьких розетках. Еда была острой, с большим количеством специй, очень вкусной и необычной для нас. Пиво в большом количестве было очень кстати. Хлеб был очень свежим и тоже вкусным. А может быть, просто мы очень проголодались? Как нам показалось, за соседними столиками ужинали не туристы, а местные жители, причем весьма колоритные.

В Роттердаме мы гостили у Леночки и Вольфа, и однажды вечером нас угощали вкусным ужином, который Вольф приготовил собственноручно в нашем присутствии:

В Сен-Мало мы попробовали настоящие бретонские крепы с разными начинками. Крепы очень похожи на русские тонкие блинчики:

В Праге ели знаменитое «вепрово колено» (на фото «колено» и то, что от него осталось после трапезы). Ребенок от «колена» отказался, запросил традиционную котлетку. Размер котлетки сразил ребенка наповал.

Однако не обошлось без казусов. В Париже в один из дней после прогулки решили перекусить в ресторанчике при гостинице, где мы ночевали. Накануне мы там не только поужинали, но и отметили 32-ю годовщину со дня нашей свадьбы в 1977 году. Но поужинать во второй раз нам там не удалось, ресторан был закрыт, как нам объяснили в отеле, по причине выходного дня (была суббота). Странные эти французы: неужели в выходной день есть не надо? Пришлось «бежать» в ближайший супермаркет за продуктами, благо, что, несмотря на субботу, он был открыт. К слову сказать, «ближайший» супермаркет находился в соседнем городке в 15 минутах ходьбы от нашего отеля. То есть в одном городе мы жили, в другой за продуктами в магазин ходили…

На следующий день мы планировали навестить Бена – нашего знакомого по предыдущему посещению Парижа. Он – совладелец небольшого кафе в районе станции метро Каде, уроженец Туниса, когда-то учился в Краснодарском медицинском институте. Но неудача с ужином в ресторане в субботу навела нас на мысль, что в воскресенье кафе Бена тоже может не работать. И мы не поехали, к сожалению.

В среднем расходы на наше питание составили 40 € в день; минимум 17 € в день на троих, максимум около 80 €.

 

               Вверх       Дальше