Главная

Напишите нам

ПИЗА

Из Флоренции мы отправились в Пизу, расстояние между этими городами 101 км.

Пиза (Pisa) – небольшой городок, административный центр одноименной провинции в западной части региона Тоскана (Toscana).

Город был основан племенем лигуров. В стародавние времена в разные исторические периоды Пиза была не только военно-морской базой, но и являлась одной из итальянских морских республик, одним из форпостов Италии в борьбе итальянцев с арабами и сарацинами. Пизу даже называли «владычицей морей». Само море тогда было гораздо ближе к Пизе, но за века уровень его значительно опустился. В союзе с другими итальянскими морскими республиками Пиза завоевала Калабрию, Сардинию, Сицилию, в 1030 году оккупировала Карфаген и закрепилась на побережье Северной Африки. Город вел борьбу не только с врагами Италии, но и со своими более мощными соперниками – Генуей, Луккой и Флоренцией.

В средние века Пиза была одним из самых богатых и успешных итальянских городов, а также одним из крупнейших городов Европы. В те далекие времена в Пизе проживали пятьдесят тысяч жителей. Но те благословенные времена прошли, в 1406 году Флоренция овладела Пизой, и город вошел в состав Великого Герцогства Тосканского.

Пиза разделена на 2 части рекой Арно, которая протекает с востока на запад через весь город. Сегодня этот городок на берегу реки Арно является одним из главных туристических объектов Италии. Миллионы туристов приезжают в этот город полюбоваться им.

Мы приехали в Пизу из Флоренции, на удивление быстро нашли место для парковки нашего автомобиля в плотной веренице стоящих авто и отправились осматривать достопримечательности. На главную пизанскую достопримечательность мы попали с юга через проход между двумя зданиями. С запада туда же можно было бы пройти через огромную арку в древней стене.

В Пизе нас интересовала легендарная Площадь Чудес (Campo dei Miracoli, Piazza dei Miracoli), архитектурному ансамблю которой международная организация ЮНЕСКО присвоила статус Всемирного наследия. Эта площадь всегда привлекала внимание многочисленных туристов, собственно ради этого шедевра они и приезжают в Пизу. Мы не стали исключением.

Архитекторы и художники, когда-то работавшие здесь, создали неповторимый архитектурный ансамбль, отличающийся необыкновенным изяществом и легкостью форм, изумляющий своей красотой. Каждый, кто попадает на Площадь Чудес, восхищается неповторимыми образами из  ослепительно белого и серого мрамора, созданными руками мастеров. Идеальным фоном для этой чудесной картины является ровное изумрудно-зеленое поле. В 1155 году площадь Чудес была окружена стенами. Знакомый нам современный вид площадь Чудес приобрела примерно во второй половине XIX века.

 

 

Здесь собраны главнейшие памятники города: Кафедральный Собор (Duomo Santa Maria Assunta, 1063-1160), Колокольня Собора, называемая Падающей Башней (Кампанила, Campanile, Torre pendente, 1174-1372), Баптистерий (Battistero San Giovanni), старинное кладбище (Camposanto Monumentale) в северной части площади и новая лечебница в южной части.

Из всех достопримечательностей Пизы особый интерес у Беаты вызывала Падающая Башня. Соборы, баптистерии, кладбища не привлекают столь юных дев.

Но оказалось, что «падающих» башен в городе Пиза не одна, а три! Первая всем известна. Вторая –  восьмигранная колокольня церкви Святого Николая (San Nicola) находится на одной из самых старых улиц города. Падение этой башни не столь заметно, так как рядом с ней плотно стоят другие дома. Третья падающая башня (колокольня церкви Святого Михаила из Ордена Босоногих (San Michele degli Scalzi)) находится в сосновом парке Пьядже (le Piagge). Все три колокольни начали «падать» из-за подземных вод и нестабильности грунта еще при строительстве в далекие прошлые времена.

Однако символом не только Пизы, но и всей туристической Италии является только одна из этих трех башен – башня на Площади Чудес – всемирно известный памятник архитектуры. Мы, как и множество других туристов со всего мира, пошли именно к этой Падающей пизанской башне (Torre pendente di Pisa).

Строительство башни началось в 1173 году и продолжалось на протяжении примерно 180 лет. Точный год окончания постройки доподлинно неизвестен, однако известно, что колокольня была готова к концу 1360-х или к началу 1370-х годов. Удивительно, но автор проекта остался неизвестным.

В настоящее время высота башни почти 56 м от земли на самой низкой стороне и около 57 м на самой высокой стороне. Диаметр основания около 15,5 м. Толщина наружных стен уменьшается от основания к вершине (у основания – 4,9 м, наверху – 2,48 м). Наклон составляет почти 4 градуса. Около трехсот ступеней (а точнее, 294) ведут наверх к семи колоколам.

Башня получила прозвище «Падающая башня» и всемирную известность благодаря тому, что она сильно наклонена и как бы «падает». Раньше считали, что наклон башни являлся частью проекта, но сейчас эта версия отвергается. Проект был ошибочен с самого начала. Башня проектировалась вертикальной, но еще во время строительства в XII веке она начала постепенно наклоняться. Чтобы избежать падения, башню пытались выпрямлять, надстраивая с обратной от падения стороны. Все попытки исправить наклон башни во время строительства оказались тщетными, выпрямить башню так и не удалось, достроили кое-как.

За восемь прошедших веков башня отклонилась от своей оси примерно на 2,6 м. Особенно сильно она стала крениться в XX веке, приблизительно на 1 мм в год. Поэтому башню закрыли для посещения, и сделали ее объектом пристального внимания. Ученые предпринимали неоднократные попытки остановить процесс «падения» и закрепить башню. В результате неимоверных усилий в конце XX – начале XXI веков удалось не просто остановить «падение» Пизанской башни, но и слегка ее выпрямить, уменьшив крен на полградуса. Достичь такого результата смогли с помощью кропотливых работ под фундаментом башни. Ученые установили, что под южной частью Пизанской башни грунт более мягкий, чем под северной ее частью. Поэтому часть жесткого грунта из-под северной части выбрали буквально по миллиметру и Пизанская башня, немного отклонившись к северу, осела на несколько сантиметров и стабилизировалась.

Как вы можете видеть на следующих фото, нам с помощью неимоверных усилий, упорства и силы воли удалось выпрямить падающую «упрямицу».

Это, как вы поняли, шутка. Наклон башни на фото зависит от того, с какой стороны вы это фото делаете. Если с юга или севера, то башня стоит прямо, а если с запада или востока, то «падает».

Сегодня башня вновь открыта для посещений туристами. На северной стороне Башни установлены какие-то датчики, приборы, с помощью которых ведется наблюдение за ее поведением.

Подъем на башню стоит 15 евро, что весьма недешево по сравнению с другими достопримечательностями. Мы решили не рисковать (а вдруг башня рухнет!) и при этом сэкономить, поэтому наслаждались видами самой башни с площади, а не видами площади с башни.

Кафедральный Пизанский Собор Санта-Мария Ассунта (Il Duomo di Pisa, Duomo di Santa Maria Assunta), расположенный в центре Площади Чудес и посвященный Успению Пресвятой Девы Марии, был основан в 1064 году, гораздо раньше, чем в городах Тосканы, которые были соперниками Пизы. Собор стал образцом для подражания во многих городах Центральной Италии. Строили Собор долго, около трехсот лет.

Начинал строительство Собора архитектор Бускето ди Джованни, который прибег к смешению различных стилей в архитектуре, стараясь подчеркнуть величие Пизанской морской республики и масштаб ее торговых отношений. Бускето пытался также превзойти венецианцев, строивших в этот же период Собор Святого Марка. К традиционному романскому стилю Бускето добавил элементы норманнской, византийской, ломбардской и даже арабской архитектуры. Стиль, в котором был выполнен Собор, впоследствии назвали «пизано-романским».

В XII веке архитектор Райнальдо спроектировал великолепный фасад, а работы по созданию фасада выполнила бригада скульпторов под руководством Гильельмо и Бидуино. Фасад собора состоит из четырёх галерей с колоннами, в углах которых расположены статуи четырёх евангелистов.

Опустошительный пожар 1595 года разрушил три бронзовых портала XI века, и их заменили двери, изготовленные в 1602 году в мастерской Джамболоньи, одним из авторов которых был Гаспаро Мола.

Единственная уцелевшая после того пожара дверь, изготовленная около 1180 года Бонанно Пизано, была перенесена в портал Сан-Раньери в восточной части Собора. Этот портал является главной достопримечательностью Собора. Дверь состоит из 24 бронзовых панелей со сценами из жизни Христа.

Внутренняя часть Собора построена в форме латинского креста и представляет собой настоящий музей по количеству находящихся здесь произведений искусства. В XVII и XVIII веках интерьер собора претерпел существенные изменения. Современный вид собора – результат многочисленных реставраций, проводившихся в разное время.

В непосредственной близости от Собора и немного западнее него находится величественный Баптистерий (Battistero di San Giovanni) – это еще одна составляющая монументального комплекса Площади Чудес. Баптистерий служит для крещения верующих и посвящен Иоанну Крестителю. Здесь крестили самого Галилео Галилея.

Баптистерий представляет собой высокое, куполообразное здание, дополняющее Собор с точки зрения стиля и архитектуры. Строить Баптистерий в 1152 году начал архитектор Диотисалви. Как и Собор, Баптистерий строился довольно долго – с перерывами в течение почти двух веков. Выстроенный из белого мрамора, в оформлении он отличается высокими колоннами, арками и причудливыми резными фигурами. Многие скульптуры, украшающие фасад, создал Николо Пизано.

Лишенный особых украшений в своем внутреннем убранстве, Баптистерий обладает исключительной акустикой и является самым большим в Италии – в окружности его длина составляет более 107 м.

В северной части Площади Чудес находится крытое Монументальное кладбище (Camposanto monumentale). Постройка его началась в 1277 году и длилась 180 лет. По преданию кладбище было заложено на святой земле, доставленной крестоносцами с горы Голгофа во время Первого Крестового похода, а по другим данным, привезенной из Палестины влиятельными горожанами.

На этом кладбище нашли свой последний приют многие известные профессора Пизанского университета и члены знатных семейств. В настоящее время Camposanto находится в стадии восстановления, до сих пор продолжается реставрация фресок, пострадавших от бомбардировок Второй мировой войны. Но кладбище открыто для посещений, желающие могут осматривать древние памятники, статуи и фрески. Среди наиболее известных – работы итальянского художника Буонамико Буффальмакко – Страшный суд, Триумф смерти 1330 года. Мы кладбище в Пизе не посещали.

На южной стороне Площади, как мы уже писали выше, находится новая лечебница. К сожалению, никакой информации об этом заведении нам найти не удалось. Что значит «новая»? «Новая» относительно чего? Лечат ли там кого-нибудь или нет – так и осталось для нас загадкой. Но есть несколько фото этого здания. На последнем фото позади господина с шикарными усами тоже находится новая лечебница.

На Поле Чудес мы заприметили памятник волчице, по легенде вскормившей Ромула и Рема, которые позже основали город Рим. В прошлом, посещая Италию, мы видели такой же памятник на Капитолийском холме в Риме. Там это оправдано. Но какое отношение эта волчица имеет к Пизе? Тем не менее, мы сфотографировали памятник с разных сторон.

Чем же еще знаменита Пиза? Оказывается, Пиза не была бы Пизой без своего Университета. Во времена Медичи была достигнута не только экономическая стабильность Пизы, но и культурная – после открытия университета. История этого учебного заведения прослеживается с XI века и статус университета оно получило 3 сентября 1343 года. В следующем году ему исполнится уже 670 лет! Это даже трудно себе представить. Пизанский университет считается старейшим в Тоскане. А ботанический сад при университете, учрежденный в 1544 году, оспаривает у ботанического сада в Падуе право называться первым в мире.

В этом университете вначале учился, а потом и преподавал Галилео Галилей, который родился в Пизе. Галилео Галилей был профессором математики Пизанского университета, проводил исследования по механике и математике и использовал наклон Пизанской падающей башни для своих опытов по свободному падению тел. Согласно биографии Галилея, написанной его учеником и секретарём Винченцо Вивиани, Галилей в присутствии других преподавателей сбрасывал одновременно тела разной массы с Пизанской башни. Описание этого знаменитого опыта вошло во множество книг, но сам Галилей в своих научных трудах никогда не утверждал, что провёл этот эксперимент. Возможно, это просто легенда. Но ведь какая красивая и романтичная!

Студенты, приезжающие в Пизу на учебу, приносят городу немалый доход. Население города составляет 100 тысяч человек, а учится здесь около 60 тысяч студентов. Круглый год студенты учатся, проводят весело время, организовывают вечеринки, представления, концерты и культурные мероприятия. Один из корпусов Пизанского университета, где расположен факультет медицины и хирургии, попался на нашем пути.

В Пизе, как и в других туристических местах, продается много сувениров. Сувенирные лавки расположены как на самой Площади, так и вокруг нее. Продаются майки, трусы, фартуки, чашки… Чашки наклонились, как и легендарная Башня. Встречаются и достаточно редкие экземпляры, такие, например, как оригинальные модели зверей, птиц, различных технических устройств из проволоки.

Естественно на многих сувенирах изображена Падающая Башня. Есть и хулиганские изображения этой достопримечательности.

Конечно, встречаются «живые» фигуры, для которых такой вид деятельности – это способ заработать на хлеб с маслом. Но встретились нам и другие «живые» фигуры, привлекающие взгляды всех окружающих. Одна такая «фигура» мало того, что ребенка за спиной несла, так еще и на гордой голове немалый груз. При этом спина ровная, походка уверенная, взгляд прямой.

Во многих итальянских городах на улицах установлены питьевые фонтанчики. На пизанской Площади Чудес нам тоже удалось утолить жажду.

Наконец, из всех итальянских городов, где мы побывали, только в Пизе нам встретился автомат, в котором, по-видимому, можно рубли обменять на евро. Мы не пробовали. Но соответствующая надпись на автомате есть.

 

 

Ближе

Вверх

Дальше