Главная

Напишите нам

 

КБЖД (Кругобайкальская железная дорога)

Когда мы впервые услышали это название, то решили, что вокруг всего озера проложена железная дорога. Оказалось, это не так.

В конце XIX века была проложена железная дорога от Иркутска до порта Байкал по берегу Ангары. Далее через озеро Байкал на восточный его берег железнодорожные составы переправлялись на паромах-ледоколах "Байкал" и "Ангара". В особенно холодные зимы, когда ледоколам было не под силу взламывать мощный лед, временный рельсовый путь прокладывали прямо по льду озера. Далее на восток шла Забайкальская дорога, построенная несколько раньше. В дальнейшем было принято решение о строительстве железнодорожного пути, огибающего южную оконечность озера. Так в 1904 году появилась эта дорога.

КБЖД до революции поэтично называли "золотой пряжкой стального пояса России". Пряжкой – потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль. Золотой – потому что по стоимости работ она превзошла все существовавшие в России дороги. Кругобайкальская дорога была самым сложным отрезком Великого Сибирского пути, здесь укладывали более тяжелые рельсы, только полномерные шпалы, увеличили число шпал на каждой версте пути.

Современный маршрут Кругобайкальской железной дороги сформировался в конце 50-х годов, после строительства Иркутской ГЭС в 1956 г. и затопления участка, проходящего вдоль Ангары, от Иркутска до Байкала. Несколько ранее была построена более короткая перевальная дорога от Иркутска до Слюдянки и на нее был переведен основной ход Транссиба. После этого ветка Слюдянка-Култук-порт Байкал стала тупиковой, и именно она сегодня понимается под Кругобайкальской дорогой. Основным ходом Транссиба сейчас также является 171-километровый участок от Мысовой до Слюдянки, который ранее строился как часть Кругобайкальской дороги.

На Кругобайкалке было построено: 41 тоннель, 16 каменных галерей, 3 железобетонных галереи, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок. На действующем сейчас пути Кругобайкальской дороги находится 38 тоннелей общей длиной 9063 м, 15 каменных галерей общей длиной 295 м и 3 железобетонных галереи с отверстиями.

Самый длинный тоннель – через мыс Половинный длиной 777.5 м.

Существует путаница в отсчете километров по КБЖД.

Отсчет километров на историческом участке Кругобайкалки ведется от Иркутска-Сортировочного (старое название – станция Иннокентьевская). Станция порт Байкал при этом расположена на 72 км от этой точки отсчета.

Многих вводит в заблуждение тот факт, что ветку Иркутск-порт Байкал начали строить от современной станции Иркутск-Пассажирский, и, следовательно, километраж они исчисляют от него.

После затопления участка Иркутск-порт Байкал был сохранен исторический километраж. Таким образом, исторический отрезок расположен от 72 км (ст. Байкал) до 161 км (ст. Слюдянка-2).

Аналогов Кругобайкалке в мире нет. Это – уникальный комплексный музей, архитектурно-ландшафтный заповедник, он взят под государственную охрану Причем дорога и территория, прилегающая к ней, включают в себя не только многочисленные памятники инженерно-технического искусства (тоннели и галереи, мосты и виадуки, подпорные стенки), памятники архитектуры, но и разнообразные памятники природы.

В проектировании и строительстве КБЖД принимали участие итальянские специалисты. Ими было предложено много оригинальных инженерных решений. Когда на пути строителей встретился ручей, был специально спроектирован и построен водовод, который действует до сих пор. Участие итальянцев в работах на КБЖД отражено в названиях некоторых  объектов. Например, итальянская подпорная стенка.

Наше путешествие по КБЖД началось утром на железнодорожном вокзале в Иркутске. До станции Слюдянка мы ехали по электрифицированному участку железной дороги, а дальше к нашему составу прицепили тепловоз, и мы продолжили движение на тепловой тяге.

Утром было довольно прохладно (13°), а днем тепло и солнечно. В поезде есть вагоны разного класса (со столиками и без, с мягкими и жесткими сиденьями и проч.) При покупке путевок мы выбрали вариант с обедом, так как искать в незнакомом городе супермаркет для покупки продуктов в дорогу весьма проблематично. На обед нам принесли по хорошему куску мяса, рис, салат, чай-кофе. Бутылочку кубанского вина мы брали с собой, да и попутчики нам попались не только веселые, но и запасливые. Мы уже о них рассказали в разделе "Люди. Встречи".

На протяжении всего пути с нами был экскурсовод. При движении поезда информация о местах, по которым мы проезжали, транслировалась по радио, "в прямом эфире", а не в записи. Во время остановок пассажиры и экскурсовод выходили из вагонов, и экскурсия продолжалась "в живую" с использованием мегафона. Можно было погулять и сфотографироваться. Таких остановок было четыре-пять по 15-20 минут. Одна остановка была длительной (около полутора часов), было даже время на купание в Байкале.

К вечеру мы прибыли на станцию Байкал, пересели на теплоход "Бабушкин", переправились на другой берег Ангары в поселок Листвянку, где нас уже поджидали комфортабельные автобусы для возвращения в Иркутск.

В здании железнодорожной станции Байкал мы посетили небольшой бесплатный музей, посвященный строительству и эксплуатации КБЖД.

Так на станции Байкал закончилось наше путешествие на это славное озеро-море.

 Железнодорожная станция Байкал.

Река Ангара (слева за причалом) вытекает из Байкала (справа). Ширина Ангары здесь около 1 км. На противоположном берегу – поселок Листвянка.

 

Дацаны, шаманы и священные (культовые) места

 

На Байкале живут люди разных национальностей и вероисповеданий. Здесь есть и православные церкви, и буддийские храмы (дацаны) и культовые шаманские места.

Причем, как нам показалось, в головах жителей это все так перемешано, что трудно понять, кто каждый из них на самом деле: христианин, буддист или шаманист. Если бурят сталкивается с какими-то проблемами, то вначале он обязательно пойдет к "дедушке" (шаману), и только потом пойдет в дацан. Иногда к помощи "дедушек" прибегают и русские. В одном из дацанов мы видели русскую женщину, которая рассказывала ламе о болезни своего ребенка и просила помощи.

Бурятские дацаны.

 

Шаманисты не имели специально построенных храмов. По шаманским традициям, обожествляя природу, люди стремились не навредить ей. Природа была единым божественным храмом. Места, где боги и духи проявили себя или где они действуют, выделяли особо как святое пространство. В таких местах – "контактной зоне" между мирами сооружали обо (или обоо), огораживали сакральное пространство каменными стенами, привязывали на ветки священных деревьев ленты-залаа. Место объявляли священным, и сюда приходили специально для проведения обрядов. По обычаю, который особенно соблюдает местное население, нельзя пройти мимо такого места, не почтив духа-эжина – хозяина этого места, иначе не будет удачи.

В Бурятии, много так называемых священных (культовых) мест, шаманских святынь, которые обозначаются ОБОО или ОБО.

 

Здесь надо задабривать духов этой местности разными ценными вещами: монетками или бумажной денежкой, конфеткой, сигареткой, в крайнем случае, спичкой, скрепкой или винтиком-гаечкой – в общем, тем, что есть под рукой.

В таких местах, по мнению бурят, нужно особо бережно и с почтением относиться к природе. Мы с этим полностью согласны, но разве в других местах не надо беречь природу? Кстати, раньше мы думали, что это шутка, а в этом путешествии воочию увидели плакат у опушки леса: "Берегите природу – вашу мать!"

Культовое место "Танхи Баряша" (окрестности села Шимки в Тункинской долине) – в переводе с бурятского означает "подносить табак". Как гласит предание, Гэсэр-хан, национальный бурятский герой, проходя здесь, потерял свою трубку. Все проходящие или проезжающие мимо задабривают местных духов сигаретами.

Во многих местах расставлены вырезанные из дерева божки-Бурханы. Им тоже поклоняются и оставляют подношения, увязывают разноцветными ритуальными лентами.

А вот какие симпатичные, стилизованные под Бурханов, деревянные скульптуры установлены у ворот одной из баз отдыха на Байкале

Сейсмичность

 

Байкальский регион – это одна из наиболее сейсмически активных зон нашей планеты. За последние 30 лет на территории Прибайкалья произошло шесть 9-10-балльных землетрясений. Слабые землетрясения регистрируются практически ежедневно, ежегодно их количество достигает 3 тыс. и более. В 1862 г. при землетрясении 10 баллов в северной части дельты реки Селенги ушел под воду участок суши площадью 200 кв. км с шестью селениями, в которых проживало 1 300 чел. В результате образовался новый залив Провал.

В конце августа этого 2008 года на Байкале произошло сильное землетрясение, о котором мы  узнали через несколько дней после того, как уехали оттуда, по пути домой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Много интересного мы увидели и узнали не только на Байкале, но и по дороге на пути к озеру. Златоуст на Урале, знаменитые Красноярские Столбы, город Дивногорск, плотина Красноярской ГЭС и Красноярское море и многое другое. Подробно рассказать об этом в рамках данного отчета невозможно, остановимся лишь на некоторых деталях.

На радость нашей внучки мы выяснили, что не только в Краснодаре есть улица Бабушкина, но еще и на Байкале есть теплоход Бабушкин, и даже целый Бабушкин город.

Мы встречали много населенных пунктов с названиями, аналогичными населенным пунктам в Европейской части России.

Мы, конечно, знали, что освоение Сибири россиянами началось очень давно. Но все равно нас впечатлили даты основания сибирских городов.

Это же более чем на 100 лет старше нашего Краснодара!

Раньше у нас было впечатление, что Сибирь – это необжитые таежные просторы и болота. Оказалось, что это не так. Велика и безбрежна Россия-матушка. Разнообразны сибирские пейзажи.

 

В Сибири растут не только кедры, сосны, лиственницы, но и много берез. Между Омском и Новосибирском около 600 км, и практически на всем протяжении пути растут березовые леса – и это нас тоже удивило.

     Часто мы наблюдали такое явление природы как радуга, в разных местах и при разной погоде.

Большое количество тарелок-антенн вполне объяснимо, но тоже впечатляет.

Были у нас ситуации, которые вызывали не только удивление, но и улыбку.

 

Редко можно увидеть рядом две машинки из 22 (Алтайский край) и 23 (Краснодарский край) регионов, а нам удалось не только увидеть, но и сделать фото.

Этот шлем монгольского воина мы нашли в одной из юрт, где продаются разные местные сувениры. Воин, правда, наш, а не монгол.

Совершив это фантастическое для нас путешествие, мы убедились в правоте Владимира Солоухина, который говорил: "Разъезжая по другим странам, ты узнаешь нечто, а путешествуя по родной земле, познаешь себя". Видимо, поэтому нас так манит дорога, и мы уже строим планы наших будущих странствий.

 

Ближе       Вверх