|
|
ФЛОРЕНЦИЯ |
|
Приехать в Италию и не посетить Флоренцию – невозможно себе такое даже представить! Времени до заветной встречи с родными у нас оставалось совсем мало, поэтому, к сожалению, мы могли побыть во Флоренции только один день. Мы бывали во Флоренции раньше и не единожды. Для Беаточки это было первое путешествие в Италию, и мы не могли лишить ее удовольствия познакомиться с этим великим городом. Флоренция (Firenze) – итальянский город-музей на реке Арно с населением немногим меньше 400 тыс. чел., административный центр региона Тоскана (Toscana). У Флоренции богатая история. В разные времена давным-давно этот город был центром Флорентийской республики, столицей герцогов Медичи, столицей Итальянского королевства. Назывался этот город Флорентия, что означает «цветущая». В средние века этот, в общем-то, небольшой городок, внес огромный вклад в развитие не только европейской, но и мировой культуры. Во Флоренции и окрестностях родилось много известных замечательных людей. Флорентийские мыслители положили начало эпохе Возрождения, флорентийские художники разработали законы перспективы, флорентийский мореплаватель Америго Веспуччи (Amerigo Vespucci) дал своё имя американским континентам. Имя знаменитого художника, архитектора, ученого, изобретателя Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) известно всем. Наверное, многие из нас любовались портретом Джоконды и пытались понять, в чем тайна ее загадочной улыбки. Микеланджело (Michelangelo) – художник и скульптор, автор известного «Давида» и скульптуры «Пьета», хранящейся в Соборе Святого Петра в Ватикане, расписавший свод Сикстинской капеллы, тоже родом из этих местах. Здесь родились мыслитель, философ и писатель Никколо Макиавелли (Niccolo Machiavelli), Галилео Галилей (Galileo Galilei), Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli) – этот список можно продолжать бесконечно. Местный тосканский диалект явился основой современного итальянского языка. Неоценимую роль в этом сыграли произведения Франческо Петрарки (Francesco Petrarca), Джованни Боккаччо (Giovanni Boccaccio), Данте Алигьери (Dante Alighieri). Даже известный дизайнер одежды Роберто Кавалли (Roberto Cavalli) тоже родился во Флоренции. В 1252 году Флоренция выпустила собственную золотую монету «флорин». Флорин был выпущен в таком количестве, что мог играть существенную коммерческую роль, и стал доминирующей и самой устойчивой торговой монетой Западной Европы. На одной стороне монеты была изображена геральдическая лилия – символ Флоренции. Отсюда и пошло название монеты floren от flos – лилия. На другой стороне монеты был изображен Иоанн Креститель – святой покровитель города. Весил золотой флорин 3,5 грамма. Опыт Флоренции быстро переняли другие страны, с 14 века начавшие выпускать собственные золотые монеты. Первое поселение на месте Флоренции появилось еще в 1 веке до нашей эры. Город рос и развивался, хотя на его долю выпало немало испытаний. Эпидемия «черной смерти»-чумы в 14 веке обернулась огромной трагедией и унесла десятки тысяч жизней. Бомбардировки Второй мировой войны нанесли этому городу значительный ущерб. К сожалению, бедствия случались во Флоренции и в послевоенное время. Так в ноябре 1966 года произошло самое сильное за более чем 400 лет наводнение. Центр города был затоплен на 2-3 метра. В результате разлива реки Арно погибло несколько десятков человек, были повреждены более 3 миллионов книг и рукописей, навсегда утрачены бесценные фрески на первых этажах затопленных зданий, а также 14 тысяч иных произведений искусства. В одно из прошлых пребываний во Флоренции нам удалось сделать фото с белой мраморной табличкой на здании, показывающей уровень подъёма воды в реке в 1966 году, который превышает 3 метра.
Мы жили в пригороде Флоренции. Утром, захватив зонтики (по прогнозу должен быть дождь) по узкой холмистой дороге, с которой открывались замечательные виды, мимо орлов и львов, охраняющих въезд на частные территории, по замечательной платановой аллее мы въехали в город. Оставив авто на платной парковке возле железнодорожного вокзала, мы отправились в пешую прогулку по узким флорентийским улочкам. Рядом с вокзалом находится церковь Санта Мария Новелла (Basilica di Santa Maria Novella). Высота ее колокольни 68 метров. Церковь выглядит совершенно по-разному со стороны вокзала и с противоположной стороны – со стороны фасада. Это как будто два разных здания. И только ритмичные арки, украшенные геометрическим черно-белым орнаментом, указывают на то, что это всё-таки одно и то же строение. Посмотрите сами. Эта церковь была задумана и построена монахами-доминиканцами, и строили ее дольше столетия с середины 13 до второй половины 14 века. В результате переделки в 15 веке появился прекрасный фасад церкви. Прямоугольники и квадраты из белого мрамора, обрамленные черной мраморной каймой, инкрустированы мрамором и задают четкий ритм и великолепному порталу, и верхней части фасада. В этой церкви хранится множество произведений искусства XIV-XVI. Перед церковью расположена одна из самых красивых площадей исторического центра Флоренции. Ее неоднократно расширяли, чтобы она могла вместить толпы людей, собиравшихся послушать проповеди монахов-доминиканцев, проживающих в соседнем монастыре. В дальнейшем на площади стали проводить различные праздники и бега экипажей, сходных с римскими колесницами. Бега эти были учреждены Козимо Первым (Cosimo I) в 16 веке. Вот в честь Козимо или в память о проводимых здесь бегах на площади в начале 17 века были установлены два каменных обелиска, стоящие на бронзовых черепахах. Здесь же на площади мы увидели редкую для России картину – зарядку электромобилей. Временами накрапывал дождь, небо затянуло серыми тучами. Поэтому нам надо было спешить. Во Флоренции основным объектом нашего посещения был Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо) (Cattedrale di Santa Maria del Fiore, Святая Мария с цветком), который поражает не только своей красотой, но и своими огромными размерами. Чтобы эффект от увиденного был наибольшим, к Собору надо подойти с «правильной» стороны. А именно, надо, например, от вокзала (на следующей схеме вверху слева) идти по узкой улочке via dei Martelli (как на светофоре, зеленая стрелка на схеме). В прошлые приезды во Флоренцию мы подходили к этому собору с разных сторон. И только приближение к Собору по этой узкой улочке производит наиболее сильное и яркое впечатление.
В чем же секрет? Все очень просто. Вы идете по узкой улице, по обеим сторонам дома в два-четыре этажа, над головой только небо. Улица как улица, ничего примечательного. Вот уже перекресток в двух шагах. Ничего не предвещает чуда. Вы делаете еще один шаг и замираете в восторге. По левую руку от вас на площади вырастает огромное красивое здание. Вы делаете следующий шаг, и оказывается, что сверху на здании расположился огромный купол, по своим масштабам сопоставимый с самим зданием. О грандиозности всего строения красноречиво говорит тот факт, что башенка (на языке архитекторов – фонарь) со смотровой площадкой, венчающая купол, такой же высоты как современный пятиэтажный дом. Несмотря на огромные размеры, с улицы, по которой вы идете к Собору, не видно даже его верхней части. Это чудо открывается вашему взору только в тот момент, когда вы оказываетесь на Соборной площади. Если же вы выберете другой маршрут, по которому будете приближаться к Собору, например, со стороны Баптистерия (красная стрелка на схеме), то Собор будет виден вам издалека, ничего внезапного не произойдет, и никакого эстетического потрясения вы не испытаете. На месте, где теперь стоит Собор, вначале было древнеримское строение. В 4-5 веках здесь построили церковь Санта-Репарата (Santa-Reparata). В конце 13 века вокруг старой церкви начали строить Собор. Через 80 лет после начала строительства Собора церковь внутри снесли. Но до сих пор в подвальном помещении Собора сохранились остатки церкви Санта-Репарата. Купол построили значительно позже – в первой половине 15 века. В конкурсе на лучший проект победил Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi, Brunellesco). Брунеллески придумал особую конструкцию, благодаря которой стали возможными гигантские размеры купола: его высота – 107 метров (91 метр – высота самого купола и 16 метров – высота построенного позже фонаря), диаметр барабана, на который купол опирается – 45,5 метров. Собор был освящен только после постройки купола. Самое удивительное, что этот купол построен из кирпича. Он состоит как бы из двух куполов, двух оболочек. Кирпичи положены специальным образом, чтобы каждый следующий ряд обеспечивал равновесие предыдущего. Это самый большой купол из кирпича в мире. Конечно же, мы поднялись на смотровую площадку у основания башенки-фонаря на куполе Собора. Очередь желающих подняться наверх была большой, но двигалась она бодро. Стены коридора, ведущего к лифту, облицованы белым пластиком и расписаны посетителями по типу: «Здесь был Вася». Как оказалось, этим грешат не только русские туристы. Такое творчество нам не по душе, и писать мы ничего не стали. До основания купола нас поднял лифт. Вверху внутри Собора у основания купола вдоль всего его периметра расположен балкон. Если два человека встанут в диаметрально противоположных точках балкона, и один из них что-то произнесет шепотом, приблизившись губами к самому куполу, другой обязательно его услышит – такая акустика. С балкона можно хорошо рассмотреть внутреннее, весьма скромное, убранство Собора. Из отделки с высоты бросается в глаза только мраморный с инкрустациями пол. Яркие витражи с изображением библейских сюжетов оживляют эту картину. Изнутри купол расписали Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) и Таддео Дзуккари (Taddeo Zuccari) во второй половине 16 века. Глядя на эту красоту, не перестаешь удивляться, как это можно было сделать руками человеческими. Сколько веков люди любуются этими творениями! И сколько веков еще будут любоваться! От балкона до смотровой площадки наш путь пролегал по узким каменным лестницам, которые расположены между двумя «слоями», двумя оболочками купола – внутренней и внешней. Временами проход был настолько узким, что разминуться двум людям очень непросто, а иногда даже невозможно. Чем выше мы поднимались, тем Уже становился проход, тем ниже нависал потолок. Местами выпрямиться в полный рост не могла даже маленькая Беата, не говоря уже о взрослых. Подниматься приходилось и по винтовым лестницам. К сожалению, современные надписи встречались и в этих коридорах. Со смотровой площадки на куполе открывались чарующие виды старой, но вместе с тем, современной Флоренции.
|
|
|
|
|
|
|
Спускаясь с купола, мы оказались в небольшом помещении, где выставлены на всеобщее обозрение инструменты и приспособления, которые использовались при строительстве в былые времена. Спустившись с купола, переполненные впечатлениями от прекрасных терракотовых флорентийских пейзажей, мы, наконец, смогли в деталях рассмотреть великолепный фасад Собора, который был закончен позже других элементов, уже в 19 веке. Легко посчитать, что Собор строили в общей сложности шесть веков! Фасад выполнен в стиле флорентийской готики. При первом свидании с этим собором почти двадцать лет назад, первое наивное впечатление было: «Как искусно и аккуратно все покрашено!». Но оказалось, что это не краска, а мрамор трех цветов: белый, розовый и зеленый.
Рядом с собором, в непосредственной близости от него, находится колокольня Джотто (Campanile di Giotto). Она была построена в середине 14 века. Высота звонницы 84,7 метра. Спроектировал и руководил работами по возведению знаменитой флорентийской звонницы Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone). Фасад колокольни украшен скульптурами из мрамора. Джотто не дожил до окончания строительства колокольни, но мог бы гордиться своим творением, составляющим вместе с Собором очень гармоничный ансамбль, и являющимся сегодня символом и гордостью Флоренции. Говорят, что на колокольню можно подняться, там, как и на куполе Собора есть смотровая площадка. Но мы выбрали смотровую площадку на куполе, так как она значительно выше. И рассмотрели колокольню не только с земли, но и сверху, с высоты птичьего полета. На площади перед собором находится восьмиугольное здание – Баптистерий Сан-Джованни (Battistero di S.Giovanni). Это религиозное сооружение предназначено для крещения. Это значительно более древнее строение, чем Собор и колокольня. Его строили в 4-5 веках, а современный облик Баптистерий приобрел в 11-13 веках, тогда, например, была сделана мраморная облицовка. Наиболее знаменитая часть Баптистерия – бронзовые ворота, покрытые позолотой. Южные ворота в 14 веке созданы Андреа Пизано (Andrea Pisano, настоящее имя Андреа де Понтедера, Andrea da Pontedera). Флоренция встретила эту работу с восторгом. Через несколько десятилетий, уже в 15 веке, эту работу затмил Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti), который создал двое других ворот. На барельефах южных ворот изображена жизнь Иоанна Крестителя и основные добродетели, северных – сцены из Нового Завета, восточных – библейские истории. Самыми известными стали восточные ворота. Спустя многие годы работой Гиберти восхищался Микеланджело, который за красоту назвал их "Райскими Вратами". Сейчас в Баптистерии установлены копии ворот, а оригиналы находятся в музее собора. Копия восточных ворот была также установлена в начале 19 века в Санкт-Петербурге на северном входе в Казанский собор. Начал накрапывать дождик. Мы спрятались под легкий навес кафе, где перекусили вкусным итальянским мороженым. И обнаружили в стене дома деревянные резные ворота. В верхней части ворот – два льва со щитами, на которых изображены гиральдические лилии – символ Флоренции. Ниже в шести нишах расположены деревянные фигуры людей, льва, стоящего на задних лапах и грозной птицы с хищным клювом. Средневековости облику ворот придают большие металлические заклепки, разбросанные в строгом порядке по всей площади ворот, а современности – домофон справа. Во Флоренции есть еще множество интересных мест и строений. Например, Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio, Старый дворец) – одно из наиболее известных строений Флоренции, сейчас служит ратушей.
Базилику Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce, Церковь Святого Креста) называют «Храмом итальянской славы», так как здесь расположены памятные мемориальные доски, кенотафы (надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила) и гробницы великих итальянцев.
Капелла Медичи заслуживает особого внимания гостей Флоренции. Она была пристроена к церкви Сан-Лоренцо архитектором Микеланджело и украшена величайшими шедеврами искусства скульптором Микеланджело. Вначале Микеланджело был приглашен, чтобы отделать фасад церкви, ранее построенной Брунеллески. Два года он руководил каменотесами в Карраре, где добывали мрамор. Но потом планы заказчика (Папы Льва X) изменились, и все работы были прекращены. Фасад церкви Сан-Лоренцо так и остался без отделки. Позднее папа Климент VII поручил Микеланджело построить капеллу (часовню) Медичи при церкви Сан Лоренцо. Микеланджело не только построил капеллу, но и украсил ее мраморными скульптурами.
Дождик усиливался. У уличных африканских торговцев в продаже сразу появились зонтики. У нас были свои зонты, но они не спасали.
Дождь лил все сильней. По узким флорентийским улицам мы поспешили к парковке, чтобы на машине съездить на противоположный берег Арно. Там со смотровой площадки открывается чудесная панорама – вся Флоренция как на ладони. Со смотровой площадки над рекой Арно хорошо видно, что Собор Санта-Мария-дель-Фьоре доминирует над всем городом. Особенно потрясает его купол. Здесь еще ярче осознаешь его гигантские размеры, можешь по достоинству оценить всю его мощь. На смотровой площадке на высоком постаменте установлена бронзовая копия знаменитого Давида, созданного великим Микеланджело. Копий этой статуи множество, в том числе и в этом городе. Мраморный оригинал хранится во Флоренции в Академии изящных искусств. Со смотровой площадки можно рассмотреть еще одну достопримечательность Флоренции – Понте Веккьо (Ponte Vecchio, старый мост) – старинный мост через Арно. Конечно, хорошо было бы не только полюбоваться им издалека, но и прогуляться по этому мосту мимо ювелирных магазинчиков и бюста Бенвенуто Челлини, но нас спугнул ливень, которому не было видно конца. Во Флоренции десять мостов. До второй половины 20 века их было шесть. Во время Второй мировой войны немецкие войска при отходе из города взорвали все исторические мосты через Арно. Только Понте Веккьо смогли спасти бойцы Сопротивления. Все взорванные мосты после войны были реконструированы. Только Понте Веккьо, самый древний мост Флоренции, построенный в 14 веке, сохранил свой первоначальный облик. Понте-Веккьо отличается от других мостов тем, что по обеим его сторонам построены дома. Первоначально здесь были мясные лавки и продуктовые магазины, но к концу 15-началу 16 веков Понте Веккьо был облюбован ювелирами и серебряных дел мастерами. Поэтому его стали называть «Золотым мостом». В центре моста ряд зданий прерывается, образуя открытую площадку. На этой площадке всегда много людей, которые любуются рекой, другими мостами и открывающимися по берегам Арно панорамами города. Над домами выстроен Коридор Вазари (Corridoio Vasariano), названный по имени архитектора Джорджио Вазари (Giorgio Vasari), создавшего его в 16 веке. Коридор Вазари – крытая галерея, длиной один километр, соединяющая Палаццо Веккьо с Палаццо Питти. Построен этот коридор по приказу великого герцога Козимо I Медичи. Народ не любил Козимо I. Козимо решил обезопасить себя, выстроив отдельный проход, соединявший его дом и резиденцию. Тем самым он избавил себя от хождения по грязным городским улицам в окружении охраны. Над Понте-Веккьо проходит только часть этого коридора. Улицы Флоренции в большинстве своем узкие, много пешеходов. На машинах передвигаться не всегда удобно. Поэтому жители и туристы часто пользуются мото транспортом. В городе оборудованы специальные парковки. Встречается и множество велосипедистов. Вся семья на велосипедах – это обычная для Флоренции картина. Популярны не только велосипеды разных размеров, но и вело-поезда: к велосипеду взрослого прикрепляется прицеп для перевозки ребенка. Если ребенок маленький, то прицеп в виде небольшой крытой тележки. Для детей постарше придуманы прицепы в виде одноколесного велосипеда, ребенок в помощь родителю тоже может педали крутить. Флоренция славится на весь мир изделиями из кожи. Если вы хотите купить в Италии обувь, сумку, куртку или ремень, сделайте это во Флоренции. Вы получите не только изделие отменного качества, но и оставите у себя материальную память об этом великом городе.
|