Главная

Напишите нам

МИЛАН

Милан (Milano) – второй по величине город Италии (после Рима), крупный индустриальный центр, одна из мировых столиц моды. Милан находится на севере Италии и является административным центром самого крупного региона Италии – Ломбардии (Lombardia). Милан называют финансово-экономической столицей страны, отсюда происходит и знаменитый «ломбард».

Милан – это город с богатой историей и культурой. Он был основан в VI-V веках до н.э. галлами. Галлы – это племена кельтской группы, обитавшие до римского периода на территории Галлии, в состав которой входила и северная Италия. Милан – один из самых древних городов Италии. Около 222 года до н.э. город завоевали римляне, давшие ему название Медиоланум (Mediolanum), что в переводе с латинского означает «серединный», возможно потому, что он расположен в центре долины реки По.

В начале XI века город был провозглашён самостоятельным государством и победил в борьбе с другими городами за главенство в Ломбардии. Чрезмерное усиление миланцев вызвало обеспокоенность императора Фридриха Барбароссы, который в XII веке вторгся со своей армией на север Италии. Независимости Милана пришёл конец, город был разорён, укрепления были снесены. Но через несколько лет Милан был восстановлен, и Барбаросса потерпел поражение. Позже в разное время Миланом управляли Испания, Франция, Австрия…

После наполеоновских войн Милан находился под австрийским владычеством, но при этом вел борьбу за объединение Италии. Эта борьба завершилась в середине XIX века созданием королевства Италия. Планировалось даже сделать Милан столицей нового государства, но планы эти не сбылись.

Во время Второй мировой войны Милан подвергался ковровым бомбардировкам, город был сильно разрушен, некоторые районы были полностью уничтожены. После войны город был восстановлен и снова стал важным финансовым и индустриальным центром Италии.

Милан считается самым европейским из итальянских городов. Здесь сосредоточены не только архитектурные памятники, но и хранятся выдающиеся произведения искусства. В Милане работали такие мастера, как Леонардо да Винчи и Донато Браманте. В церкви Санта Мария деле Грацие до сих пор можно любоваться всемирно известной фреской Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

С нами в прогулке по Милану была маленькая Стасенька, поэтому ходить по музеям, любоваться художественными полотнами, произведениями скульпторов и другими художественными ценностями, мы не стали. Мы решили просто по-семейному немного погулять по городу. Приехав в Милан из Варезе и удачно припарковав наше авто на забитой машинами улице, мы, ориентируясь по карте, отправились в пешее путешествие. Первой исторической достопримечательностью на нашем пути была Арка Мира.

Строить арку в честь своих побед приказал Наполеон в 1807 году. Работы по строительству арки проводились под руководством Луиджи Каньола. Первоначально арка должна была называться то ли Аркой Побед, то ли Триумфальной Аркой. Наполеон должен был с триумфом войти через нее в Милан. Но строительство затянулось, завершили его уже тогда, когда Милан уже был частью Австрийской империи. Поэтому в 1826 году Франциск Первый Австрийский повелел изменить барельефы арки, и название изменить на Арку Мира.

Арку открыли 10 сентября 1838 года. Ее открытие приурочили к коронации Фердинанда Первого – правителя королевства Ломбардия-Венето. Арка отделана мрамором и украшена барельефами. Венчает арку бронзовая колесница работы Аббондио Санджорджо. Первоначально колесница смотрела в сторону Франции, однако позже колесницу  развернули в сторону центра города.

С площади, на которой установлена Арка Мира, мы попали в тенистый парк с детскими аттракционами, что вызвало восторг у наших детей. Это был парк Семпионе (Parco Sempione) – излюбленное место для прогулок гостей и жителей Милана. Парк был основан семейством Висконти, а последующие правители Милана расширили парк и сделали из него свои охотничьи угодья. Сегодня площадь парка составляет 47 гектаров.

Под ветвями раскидистых деревьев мы смогли укрыться от лучей солнца, которое начинало припекать все сильнее. Наши детишки, оставив усталых родителей и дедушек-бабушек на скамейках, бросились покорять небольшую детскую площадку.

В завершении прогулки по парку дети покатались на детской железной дороге под предводительством весьма элегантного молодого итальянца.

Парк Семпионе протянулся от Арки Мира до замка Сфорца, который и стал объектом нашего следующего посещения.

Замок Сфорца (Кастелло Сфорцеско, Castello Sforzesco) – миланский замок 14 века – был резиденцией миланских герцогов династии Сфорца. Это один из самых интересных и знаменитых исторических памятников Милана. Строгое, но одновременно величественное строение, находится в историческом центре города. В конце 14 века замок строился как оборонительная крепость, но потом его должны были снести, но, к счастью, не снесли. В 1450 году при Франческо Сфорца принял решение восстановить этот замок. В дальнейшем его наследники перестраивали замок. В 1482 году в Милане Леонардо да Винчи начал работать на герцога Лодовико Сфорца в качестве военного инженера. Первым делом Леонардо провёл ревизию крепостной стены и придумал укрепления, которые сделали стену неуязвимой. В проектировании и строительстве замка Сфорца кроме Леонардо да Винчи принимал участие и Донато Браманте – основоположник и крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения, а также другие известные художники и архитекторы.

Лодовико Сфорца имел прозвище – Иль Моро (Темный). Считается, что это прозвище он получил за темный цвет лица, в переводе с итал. Il Moro – мавр. Однако по другой версии это прозвище происходит от лат. Morus – «шелковица или тутовое дерево», которое считалось символом благоразумия и добродетели. Именно, Иль Моро в 1493 году с почетом принял посольство из Москвы. Русские дипломаты прибыли в Италию, чтобы нанять мастеров для строительства московского Кремля. Считается, что замок Сфорца явился прототипом московского Кремля, хотя и отличается от него размерами (миланский значительно меньше московского). Стиль этого замка использовали как основу итальянские архитекторы, разрабатывавшие проект московского Кремля. Присмотритесь внимательно к фото, действительно, стены и башни московского Кремля очень похожи на стены и башни замка Сфорца.

На последнем из этих фото изображена известная башня – Башня Филарета. Башню эту пришлось строить дважды. Дело было так. Когда в 15 веке замок был в очень плохом состоянии, и его собирались разрушить, в Милан приехал флорентийский архитектор Антонио Пьетро Аверулино, прозванный Филаретом. Филарет предложил реставрировать замок и построить в середине фасада башню. Башня была построена. Но после окончания строительных работ порох, хранившийся под башней, взорвался и полностью разрушил ее. В конце 19 века архитектор Лука Белтрами разработал проект полного восстановления башни с сохранением ее первоначальной формы. Башня была воздвигнута повторно в самом начале 20 века архитектором Лукой Бертрами по заказу миланских властей. В это же время был отреставрирован и весь замок Сфорца, до этого находившийся в весьма жалком состоянии.

Сегодня четырехугольная башня Филарета органично вписывается в архитектурный ансамбль замка Сфорца и достигает 70 метров в высоту. Барельеф над воротами башни сделан в память об убийстве короля Умберто I. Под зубчатым орнаментом фасада башни стоит статуя Сант’Амброджио, слева и справа от которой находятся два герба. Выше расположены башенные часы. По сторонам башни тянутся мощные кирпичные стены, украшенные окнами. Кроме башни Филарета есть еще две боковые цилиндрические башни. Это тоже напоминает московский Кремль. Не правда ли?

За свою долгую историю замок Сфорца побывал во власти Франческо Сфорца, Людовика XII, А.В.Суворова, Наполеона. Сейчас в замке Сфорца располагаются несколько важнейших музеев Милана.

Когда мы были в Милане в далеком 1996 году, замок Сфорца встречал нас более торжественным, чем теперь. Раньше он весь был увит ярко зеленым плющём. Теперь же на красных кирпичных стенах остались лишь голые сухие ветви. Плющ высох и приобрел скучный серый цвет. С чем это связано, мы не знаем. То ли плющ «пропал» сам по себе. То ли его намеренно «извели», чтобы стены лучше сохранить. Но раньше все это выглядело гораздо интереснее, наряднее, красивее. Мы даже были немного разочарованы увиденным, ожидали другого. Сравните.

И для полноты картины еще несколько фото, сделанных внутри замка. В том числе и современный элемент в средневековой картине – парковка для велосипедов у крепостной стены.

После прогулки по замку под палящими лучами полуденного летнего солнца надо было немного отдохнуть. Очень кстати на нашем пути прямо у замковых стен встретился фонтан с прохладной звенящей водой. Мы с большим удовольствием там порезвились и помыли ножки.

Далее нас ждала Соборная площадь – Пьяцца Дуомо (Piazza Duomo). Эта площадь – геометрический центр города. В центре площади расположена конная статуя Виктора (Витторио) Эммануила II. Виктор Эммануил II, несмотря на свой порядковый номер, был первым королем объединенной Италии. В Италии памятники ему встречаются также часто, как в Советском Союзе встречались памятники Ленину. В Милане памятник Виктору Эммануилу II то ли реставрировали, то ли чистили от продуктов жизнедеятельности многочисленных голубей, но он был закрыт маскировочной сеткой. Мы были здесь ранее, и наша юная дочь кормила тогда назойливых голубей у подножия этого памятника.

На этой же площади находится огромное впечатляющее строение из белого мрамора – кафедральный Миланский собор Санта Мария Нашенте (Duomo di Milano Santa Maria Nascente), посвящённый Рождеству Пресвятой Девы Марии. Но так его почти никто не называет, чаще говорят просто: «Дуомо» или «Домский собор». Этот готический собор – главная достопримечательность Милана. Пожалуй, именно он определяет образ этого города.

По разным источникам, которые нам удалось найти в Интернете, Миланский Собор является то третьим по величине в мире, то четвертым в мире, то третьим в Европе и вторым в Италии (после собора Святого Петра в Ватикане). Чему же верить?

Оказалось, что разные рейтинги используют для сравнения разные параметры. Однако мы выяснили, что Миланский Собор является рекордсменом по площади (около 12 тыс. кв. м) и одновременно он самый большой по высоте центрального нефа (46,8 м). В то же время Миланский Собор – единственный готический собор в мире, построенный из мрамора. И это самое большое в мире сооружение из мрамора, аналогов ему нет.

Во время Второй Мировой войны в результате фашистских бомбардировок весь Милан очень сильно пострадал, большая часть города была разрушена. Но Домский собор остался невредим.

Миланский собор – один из главных мировых долгостроев. Строительство собора началось в XIV, а закончено было только в XIX веке, а некоторые детали доделывались вплоть до 1956 года. Но оно того стоило!

Шпили, башенки, колонны, скульптуры, кружевные парящие опоры, резные карнизы – все это из белого-белого мрамора… Изящество и великолепие не только во всем его облике, но и в деталях. Просто чудо – иначе не скажешь!

Высота здания – 157 метров. Плюс самый высокий шпиль – более108 метров. На этом шпиле установлена статуя Мадонны из бронзы с позолотой, высота которой более трех метров. Изготовлена статуя во второй половине 18 века.

Миланцы верят в то, что Дева Мария избавила женщин города от бесплодия и глубоко почитают эту святую, считая ее покровительницей Милана и символом города. По закону ни одно здание в Милане не должно заслонять скульптуру Мадонны. Закон был нарушен при строительстве небоскреба «Пирелли». И что же? Итог печален – в 2002 году в башню врезался небольшой самолет. К сожалению, во время нашего посещения башня со скульптурой Мадонны на крыше собора была закрыта лесами и сеткой, так как проводились реставрационные работы. Но статуя Мадонны, всё же, сияла золотом в ярких солнечных лучах. Хотя на наших старых фото видно шпиль без лесов, мама на том же месте, где теперь уже ее дочка и мы еще молодые и темноволосые…

Всего миланский Собор имеет 135 шпилей и более 2200 мраморных статуй, а по некоторым данным снаружи и внутри их даже более 3500. Точно не скажем, не считали. Говорят, что есть даже статуя великого князя киевского Владимира Мономаха.

Статуи изящны и проработаны до мелочей. Они везде:

… на крыше на шпилях …

… на стенах и в нишах …

… и даже литые «статуэточки» на огромных бронзовых дверях с изображением эпизодов из жизни Девы Марии (конечно, каждый норовит прикоснуться, от этого отдельные детали сверкают, как новенькие) …

Все, кто посещает этот памятник архитектуры, восхищаются декоративной резьбой по мрамору, многочисленными ажурными деталями. Мы не были исключением и еще в первый свой приезд в Милан решили, что это настоящие мраморные кружева. Посмотрите, сколь точны, легки и изящны эти узоры, как красивы камни, к которым прикоснулись руки мастеров. Опять выкладываем фото разных лет, что поделать – ностальгия.

Но увидеть всю эту ажурную красоту можно, только поднявшись на крышу собора. Мы это рекомендуем всем, кто приедет в Милан. Есть лифт, но надо также преодолеть несколько лестничных пролетов с резными перилами, а также подняться по винтовой лестнице с мраморными ступенями. Кстати, сама крыша сложена из мраморных плит. Нас это очень удивило.

После путешествия, уже дома, разбирая фотографии, мы увидели что-то до боли знакомое… Оказалось, что есть фото разных лет на лестницах миланского собора, где запечатлены папы с дочками разных поколений.

С высоты собора открываются красивые виды города и его окрестностей.

В хорошую погоду можно даже увидеть вершины Альпийских гор.

Но особенно интересно, на наш взгляд, выглядят те фотографии, где современные городские постройки сочетаются со старинными элементами собора, попавшими в кадр.

 

 

Внутри Домский собор также величественен и уникален, как и снаружи. Нас потрясли уникальные витражи 16 века в проемах стрельчатых окон. Краски настолько яркие, что кажется, будто эти библейские сюжеты изображены вчера, а ни несколько веков назад. К сожалению, фотографий, достойных оригинала, не получилось. В Дуомо хранится одна из ценнейших христианских реликвий – Священный Гвоздь (Santo Chiodo), которым был прибит к кресту Иисус Христос, по мнению верующих, этот гвоздь взят непосредственно с креста Спасителя. Гвоздь – главная реликвия миланского собора, спрятан от глаз и хранится высоко под куполом над алтарем то ли в хрустальном ларце, то ли в распятии, подвешенном к потолку.

Священный гвоздь показывают один раз в год в середине сентября. Этот день так и называется – Праздник Священного Гвоздя. Праздник проходит при большом скоплении народа.

Чтобы достать гвоздь для всеобщего обозрения архиепископ Милана поднимается по специальной конструкции Леонардо да Винчи на высоту 43 метра, как бы к небесам, чтобы спустить вниз священный гвоздь к радости собравшихся внизу верующих. Мы не были участниками этого действа, только читали о нем, так как были в Милане не в сентябре, а в июле.

После прогулки по жарким улицам дети, поначалу веселые и бодрые, устали, особенно малышка. Поначалу она босая бегала по площади и гоняла голубей, потом ехала в коляске, позже уютно устроилась на папиной шее, а потом сладко уснула на руках у бабушки. И продолжала крепко спать даже тогда, когда ее опять посадили в коляску.

Наша прогулка по Милану подходила к концу. От Дуомской площади к театру Ла Скала мы прошли по знаменитой галерее Виктора Эммануила II. Галерею открывает величественная триумфальная арка. За аркой следует крытая улица со стеклянным потолком, которая заполнена магазинами и ресторанами. Эта галерея – один из старейших пассажей Европы и первое в Италии строение из стекла и металла. Построена галерея во второй половине 19 века. Галерея имеет форму латинского креста, восьмиугольный центр которого украшен мозаиками, изображающими Европу, Азию, Африку и Америку. Рядом находятся аллегорические изображения искусства, науки, промышленности и земледелия, а также знаменитый мозаичный бык, который якобы приносит счастье. Сверху центр галереи покрыт куполом из стекла и металла.

В этой галерее расположено много магазинов известных брендов: Prada, Louis Vitton, Gucci и других. Это не просто пространство для приятных, но дорогих покупок, но и известная достопримечательность Милана. Часто здесь проводятся выставки и концерты.

Пройдя по галерее, мы вышли на площадь Ла Скала, где находится всемирно известный одноименный оперный театр. Театр Ла Скала (Teatro alla Scala) был построен по указу королевы Австрии Марии-Терезы в рекордно короткие сроки, всего за 15 месяцев, в 18 веке на месте церкви Санта Мария дела Скала. Строительство театра сопровождалось добрыми знаками и чудесами. Так во время земляных работ для постройки фундамента была найдена мраморная плита с изображением Пилада – знаменитого мима Древнего Рима.

Ла Скала имеет великолепную акустику. За свою блестящую историю театр видел и слышал множество «золотых» голосов оперных звезд мирового уровня. Здесь пел Федор Шаляпин, стажировался Муслим Магомаев. А вот фасад театра мало примечателен. Архитекторы объясняли это тем, что в окружавших театр узеньких улочках его бы все равно невозможно было разглядеть. Да, и фото сделать весьма не просто. Поэтому мы ограничились фотографией памятника Леонардо да Винчи, установленного на этой же площади, у подножия которого мы отдыхали на тенистой скамейке.

На этом наша прогулка по Милану закончилась. До свидания, Милан! Нас еще ждал Варезе, приятный семейный вечер и утреннее расставание. Экипаж 1 должен был возвращаться домой. А экипаж 2 в это время еще будет продолжать свое путешествие.

 

 

Ближе

Вверх

Дальше