Главная

Напишите нам

РИМ

Рим – это не просто столица Италии и одной из итальянских областей – Лацио. Рим – это крупнейший город Италии. Это один из самых посещаемых городов в мире. Рим – это легендарный «Вечный Город», и до сих пор считается, что «все дороги ведут в Рим». Вот и мы нашли свою дорогу и добрались до Рима.

Римская цивилизация, наряду с греческой, явилась колыбелью всей европейской цивилизации. В Риме со всей силой чувств можно ощутить это. Величием, мощью, грандиозностью веет от всей римской архитектуры. Даже римские развалины, простояв уже несколько тысячелетий, по-прежнему очаровывают тех, кто их посещает, помогают почувствовать очарование и дыхание истории, которым дышит каждый камень «Вечного Города».

Центр Рима – старый город – стоит на семи холмах. С севера на юг через город протекает река Тибр. В Риме проживает около трех миллионов человек. Интересно, что во времена расцвета во II веке н.э. население Рима превышало миллион человек.

Архитектурные памятники города, отражают его почти трёх тысячелетнюю историю. Живописно раскинувшийся по холмам город украшают мраморные лестницы, уютные площади с фонтанами, многочисленные монументы разных эпох. Памятники античности соседствуют со средневековыми кварталами, многочисленными дворцами и церквями эпохи Возрождения.

Шедевры итальянской живописи и скульптуры собраны в римских музеях и в музеях Ватикана, но мы их посещение оставили на потом, потому что Беаточке было гораздо интереснее побывать в исторических местах, познакомиться с «живой» историей.

В один из дней пребывания в Риме мы погуляли по городу. Посещение известных исторических, культурных и архитектурных памятников было запланировано на другие дни. А пока просто прогулка и знакомство с «Вечным Городом». Наша прогулка началась засветло, а закончилась поздно-поздно вечером, почти ночью.

Жили мы в пригороде, отель выбирали так, чтобы обязательно был бассейн. Это было важно для нас, поэтому надо было как-то добираться до центра Рима. Вариант ехать в центр на авто мы отвергли сразу из-за пробок и дорогих парковок. На авто мы доехали до ближайшей к нашему отелю конечной станции метро, оставили авто на парковке и поехали дальше на метро. Без приключений в этот день не обошлось, но об этом позже.

Наша прогулка началась на площади Испании (ближайшая станция метро Spagna).

Это одна из самых живописных площадей Рима. Название площадь получила по расположенному на ней зданию испанского посольства. Вначале мы осмотрели маленький, но знаменитый фонтан «Лодка» (архитектор Бернини, первая половина XVII века), который расположен в центре площади. Как написано в одном из путеводителей: «Это, действительно, живое и образное воплощение тонущей лодки, с кормы и носа которой текут струи воды».

Площадь Испании знаменита своей лестницей, травертиновые ступени которой поднимаются вверх к площади Тринито дей Монти. Испанская лестница является излюбленным местом свиданий для римлян и гостей города. Мы тоже посидели на счастье на ее ступенях. Правда, не очень удачно падающие солнечные лучи не позволили нам сделать хорошие фото. Двенадцать пролетов лестницы, то узких, то широких, ведут к величественному зданию Церкви Тринита дей Монти (XVI век). Позже, когда возвращались к метро, мы увидели площадь Испании в свете уличных фонарей. Народу было по-прежнему много.

От площади Испании по узким улочкам мимо неизвестного нам обелиска, сувенирных лотков, магазинчика, торгующего муранским стеклом, мы прошли к фонтану Треви (Fontana di Trevi).

Этот грандиозный, монументальный фонтан был сооружен на том месте, где заканчивался (или начинался) акведук (водопровод) acqua Vergine (Аква Вирго, Вода Девы), построенный Агриппой в 19 году до н.э. Фонтан Треви – не только самый большой, но и, бесспорно, самый знаменитый фонтан Рима, был построен в середине XVIII века. Его высота 25,9 и ширина 19,8 метров. Этот фонтан в стиле барокко примыкает к фасаду дворца Поли. Вместе величественный фасад дворца и фонтан воспринимаются как единое целое.

 

Композиция фонтана построена на скалистом пейзаже. В центре фонтана расположена как бы Триумфальная арка, которая служит декорацией ко всему действу, разворачивающемуся перед нами. Арку образуют четыре округлые колонны, которые увенчаны четырьмя статуями и в самом верху балюстрадой. Огромная ниша в центре арки гармонично вписывается во всю композицию. Именно из этой центральной ниши выезжает Нептун на морской раковине, как на колеснице. Среди скалистых выступов и каскадов воды раковину тянут крылатые кони. Морские кони известны как два антипода: буйный и спокойный, в соответствии с их пластическим решением. Тритоны как бы указывают путь коням, несущимся по воде.

В нишах по бокам от Нептуна помещены аллегорические фигуры и над ними барельефы. Слева – статуя «Изобилие», над ней барельеф, представляющий сюжет: «Агриппа, одобряющий проект акведука». В нише справа – статуя «Здоровье», а над ней «Девушка, указывающая солдатам дорогу» – дорогу к источнику, как объяснялось в одном из путеводителей. От этого источника и проложили акведук, по которому вода поступала в Рим.

Стоя спиной к фонтану, туристы бросают правой рукой через левое плечо монетки. Существует поверье, что человек, бросивший монетку в фонтан Треви, приедет в Рим ещё раз. Две брошенные монеты сулят любовную встречу в Риме. Три монеты – предстоит скорая свадьба. Четыре монеты – к богатству, а пять – к разлуке. Поэтому дно фонтана всегда усеяно монетами. Ежегодно коммунальные службы города «вылавливают» несколько сот евро. Мы тоже добавили несколько монеток в бюджет Рима.

Название фонтана, возможно, связано с именем девушки Тривии, которая изображена на барельефе справа от Нептуна. По преданию, эта девушка показала источник с водой измученным жаждой римским солдатам. По другой версии, название фонтана Связано с тремя улицами, расходящимися от фонтана «Tre via» – три улицы.

Возле фонтана всегда очень много народа.

 

Особое наше внимание привлекли девушки, одетые в одинаковую белоснежную форменную одежду. Судя по золотым якорям на погонах, они имеют отношение к морскому флоту. Флоту какой страны, гражданскому или военному – для нас осталось неведомым. Позже в римском метро мы встретили еще одну группу симпатичных девушек в форме, только форма была черного цвета. Мы выразили им свое восхищение и даже сделали фото на память.

От фонтана Треви мы отправились к площади Навона. Но, прежде, чем мы пришли туда, нам довелось увидеть много интересного.

На узкой улочке прямо на тротуаре расположилась молодая девушка с листами картона, красками в баллончиках и другими инструментами. Она рисовала. Все движения были четкими и уверенными: побрызгала из одного баллончика, потом немного из другого, из третьего, провела шпателем – получился луч, что-то подправила пальцами, раз, два и получилась картина. Отложила ее в сторону, чтоб подсохла. Взяла новый белый лист, побрызгала из одного баллончика, потом из другого…

Мы уже видели рисунки в такой технике в прошлом году в Лас-Вегасе (garkushevo.ru/10_09_LasVegas.htm). Тогда это нас поразило. В этот раз тоже было интересно, но уже не так неожиданно. Возле девушки все время стоят люди и наблюдают. Одни уходят, другие приходят.

В двух шагах от художницы набрели на очень интересное здание и внутри то ли галерея, соединяющая две параллельные улицы, то ли внутренний дворик под стеклянной крышей. Стены здания были расписаны фресками. Мы рассматривали их с интересом, и пошли дальше к своей цели.

Встретились с компанией добродушных людей в красно-оранжевых одеждах, буддистами, наверное.

Мы прошли еще по нескольким узким улицам, повернули пару раз, следуя по карте и … вышли на крохотную по российским меркам площадь Piazza Sant’Ignazio. К тому времени уже стемнело, но площадь была ярко освещена. С трех сторон площадь была окружена трех-пятиэтажными зданиями. Это были то ли отели, то ли жилые здания. На площадь выходил также фасад какой-то церкви (по-видимому, церковь тоже называлась Sant’Ignazio) с высоким и широким ступенчатым крыльцом. На этом крыльце, как на сцене, расположился симфонический оркестр. Музыканты в красивых одинаковых костюмах, не обращая внимания на публику, настраивали инструменты.

На площади были расставлены стулья ровными рядами. Все места были заняты, только один стул стоял в стороне, на нем мы неожиданно для себя обнаружили листовки с программой концерта. Люди подходили, брали программки и отходили в сторону. Мы поступили проще: взяли программки в руки, сами пристроились на стуле под вывеской «Карабинеры» и раздавали программки всем желающим. Мы знали, что Рим вдохновлял многих русских писателей, художников, композиторов. Оказалось, что и Рим вдохновлен ими. Нам было так приятно, мы были горды, когда в программке среди таких имен, как Leonard Bernstein, Gustav Holst, Antonio Orsini мы увидели еще имена Petr Iljic Ciajkovskij и Dmiri Shostakovich. Концерт должен был начаться минут через 10-15, в 21 час. Мы решили дождаться и послушать.

Это было так романтично: Рим, уютная площадь, ночь, фонари, и симфоническая музыка. Наши ожидания оправдались. Музыка была великолепна, музыканты и дирижер отдавали всю свою энергию через музыку публике. Публика, в свою очередь, старалась уловить каждый звук, и была благодарна исполнителям. Дирижировали два дирижера по очереди, один из дирижеров – женщина. Беаточка стояла, как маленькая статуя, и вслушивалась в мелодию. Мы, откровенно говоря, не ожидали от нашей малышки такой реакции на классические музыкальные произведения. Она была в восторге. Попав на этот неожиданный концерт, мы смогли насладиться не только музыкой, но и очарованием римского вечера. Концерт продолжался, но нам надо было уходить.

 

Пантеон – «храм все богов» – единственное античное сооружение Рима, дошедшее до наших дней не в руинах. Датой его заложения считают 27 г. до н.э. Марк Випсаний Агриппа, зять императора Августа, задумал посвятить его Августу. Однако Август (тесть Агриппы) постеснялся стать богом при жизни, и храм посвятили семи небесным богам. Это первое здание было уничтожено пожаром. Но на карнизе портика до сих пор написано: «М.AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе означает «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это» или попросту: «Агриппа воздвиг это». Надпись эту сделал Адриан, который никогда не ставил своего имени ни на одном из памятников. Мы задержались на концерте, поэтому не успели зайти в Пантеон. На улице было уже темно, Пантеон был закрыт, мы смогли осмотреть его только снаружи сделать фото. Но у нас есть и фото Пантеона в дневное время из путеводителя по Риму. На этом фото можно рассмотреть все величие и сдержанность этого грандиозного сооружения.

Во II веке н.э. при императоре Адриане здание отстроили заново. Однако от храма Агриппы сохранился портик, образованный восемью 12-метровыми колоннами из серого гранита. По две колонны из красного гранита стоят позади первой, третьей, шестой и восьмой колонной, образуя три прохода.

В этот период Пантеон приобрел те архитектурные формы, которые он хранит до сих пор. Центром замысла нового храма был круглый зал – оригинальное слово в архитектуре тех времен. Император пожелал, чтобы человек, находящийся в храме, чувствовал себя в центре вселенной. Для этого был создан нетипичный для античных культовых строений грандиозный купол (диаметр свыше 43 м), с круглым отверстием на вершине диаметром 9 м. Купол со стенами образует единую оболочку, пространство внутри которой соответствует объёму цилиндра и половины сферы. Отверстие в куполе, его называют «оком Пантеона», является единственным источником света в храме, в полдень через него проникает наиболее сильный световой столб.

Купол Пантеона – шедевр инженерного искусства, является самым широким из всех когда-либо построенных куполов, он даже больше, чем купол Собора Св.Петра в Риме или купол Собра Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. В былые времена купол был украшен позолоченной бронзой и ярко блестел на солнце. Но потом по приказу Папы Урбана VIII бронзу сняли для Барберини. Отсюда и пошло ставшее знаменитым выражение: «Что не сделали варвары, то сделали Барберини». Барберини использовал бронзу Пантеона для изготовления балдахина в Соборе Святого Петра.

1 ноября 609 года языческий храм был освящён как церковь всех мучеников. С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых. Сейчас Пантеон является национальным мавзолеем. Здесь покоятся останки многих великих итальянцев, среди них два первых итальянских короля – Виктор-Эммануил II и Умберт I. Однако первым здесь был похоронен гений живописи Рафаэль. Величественное прекрасно сохранившееся античное здание достойно внимания любого человека, приехавшего в Рим. Приехав в Рим, постарайтесь обязательно побывать в Пантеоне.

Мы немного погуляли возле Пантеона, поглазели на уличных музыкантов, послушали их незатейливые мелодии. Вокруг было много гуляющих, в основном, как показалось, таких же туристов, как и мы. Немного отдохнув на ступенях фонтана, мы отправились к площади Навона.

Мы увидели оригинальные деревянные стрелки на стене одного из домов.

Эти стрелки указывали направление, не позволяя заплутать в сети пустынных узких римских улиц.

 

Площадь Навона (Piazza Navona) – одна из самых знаменитых площадей барочного Рима, расположена на месте бывшего стадиона Домициана. Начиная со времени правления Домициана, это место использовали исключительно для спортивных состязаний.

Позже по приказу очередного Папы решили облагородить заброшенную площадь в центре Рима. Площадь имеет вид вытянутого прямоугольника. На площади в разные годы были построены три фонтана. Самый знаменитый из них – фонтан Четырех Рек (Fontana dei quattro Fiumi) архитектора Бернини (середина XVII века). Этот фонтан занимает центральное место на площади. Фигуры фонтана олицетворяют четыре великие реки Земли: Дунай, Ганг, Нил и Ла-Плата, они же олицетворяют четыре континента: Европу, Азию, Африку и Америку. Фонтан Четырёх рек питается водой из древнего акведука Аква Вирго. Было очень темно и нам не удалось сделать хорошие фото этого фонтана.

По краям площади в дальних ее концах расположены еще два фонтана: фонтан Нептуна и фонтан Мавра. Нам удалось сфотографировать фонтан Нептуна (Fontana del Nettuno). Изначально он состоял лишь из одной ванны, к которой в конце XIX века добавили скульптуры.

Папа Иннокентий Х, когда средства на обустройство столь любимой им площади Навона стали заканчиваться, ввел новый налог на фонтаны, но жители Рима возразили в ответ: «Pane, pane, non fontane!» (Хлеба, хлеба, а не фонтанов!).

Площадь Навона очень популярна среди римлян и туристов. И днем, и поздним вечером здесь много гуляющей публики. Здесь можно посидеть за столиком одного из кафе или посмотреть выступления уличных артистов.

В свой прошлый приезд в Рим на площади Навона мы сделали видео запись выступления одного из артистов оригинального жанра. Он раздал публике фонарики, показал, куда надо светить, включил музыку, и мы стали свидетелями удивительного представления.

 

Художники на площади Навона не только выставляют свои работы, но и по вашему желанию в течение 10-15 минут нарисуют ваш портрет. Беата выступить в роли модели категорически отказалась. Иногда встречаются уникальные мастера. Один из них запечатлен на последнем из следующих фото. Из листьев, похожих на камышовые, в течение нескольких минут у вас на глазах он изготавливает фигурки животных, птиц, насекомых. Кузнечики, скорпионы, журавлики, райские птички подвешены на тонких нитях и парят в воздухе – своеобразные оригами из природного материала.

На площади Навона жизнь «кипит» до позднего вечера. Но нам пора было возвращаться в отель в пригороде. По пути к метро мы оказались на фешенебельной улице с дорогими магазинами. Было поздно, все магазины были закрыты. Но мы вспомнили прошлогоднюю фотосессию Беаточки возле дверей и дверных ручек магазинов Лос-Анжелеса, Лас-Вегаса, Нью-Йорка и других городов Америки. И решили повторить нечто подобное.

Нам попались также несколько манекенов в витрине.

Ночевать в Риме не входило в наши планы, мы ускорили шаг в сторону станции метро. Вот тут и случилось с нами небольшое приключение.

От площади Навона мы решили вернуться к площади Испании, чтобы, ощутив всю прелесть римской ночи, бросить еще несколько наших взглядов на ночной город, и ехать на метро без пересадки до конечной станции, где нас терпеливо ждал наш автомобиль (или Харитоша). Мы прошли по нескольким улицам и спустились в метро. К нашему ужасу внизу, пройдя по длинному подземному переходу, мы обнаружили решетку с большим замком – вход в метро был перекрыт.

Мы в растерянности стояли, не зная, что делать – авто и отель далеко, людей поблизости нет, а метро закрыто. На наше счастье мы встретили веселую компанию, переговаривающуюся на русском языке. Это были наши спасители – русские доктора, приехавшие в Рим на научную конференцию. Они-то и поведали нам, что данная станция метро закрылась в 21 час. Они посоветовали нам пройти к следующей станции, возможно, она еще будет открыта.

Два человека из этой группы Игорь из Волгограда и Эдуард из Тольятти любезно предложили проводить нас коротким путем. И мы пошли вместе. Но увы… Следующая станция тоже оказалась закрытой. Наши спутники подсказали нам, что до конечной станции, где мы оставили авто, мы можем доехать на автобусе, и проводили нас до ближайшей остановки. В результате мы благополучно добрались до своего авто, Немного поплутав, несмотря на указания навигатора, мы, наконец, оказались в своем отеле. Спасибо, вам, ребята! Даже не знаем, чтобы мы без вас делали, «в чужой стране, без знания языка», как говорила одна наша знакомая.

На следующий день в метро мы увидели объявление о том, что с 31 января 2011 года по апрель 2012 метро работает только до 21 часа. После этого между станциями курсируют автобусы. И только в субботу метро работает как обычно с 5:30 утра до 1:30 ночи. Далее несколько фотографий римского метро.

 

 

Ближе

Вверх

Дальше