Главная

Напишите нам

РИМ. КОЛИЗЕЙ

Следующим утром наше путешествие по Риму продолжилось. Древние руины являются центром притяжения Рима и сегодня поражают остатками былого великолепия.

Одним из памятников античности, с которым мы хотели познакомиться, был символ «Вечного города» – Колизей. Это знакомство удалось нам лишь со второй попытки. Первая не увенчалась успехом, так как была очень большая очередь, стоять на жаре несколько часов нам не хотелось. К Колизею, если вы хотите войти внутрь, лучше приехать утром, к открытию. Во-первых, очередь еще небольшая, во-вторых, утром прохладно, солнце не набрало дневной силы и не печет нещадно. За вход мы заплатили 36 евро на троих. Для жителей Европейского Содружества есть скидки. Когда при покупке билетов кассир спросила нас, откуда мы приехали, мы не поняли, какую это играет роль, сочли этот вопрос простым любопытством и честно на него ответили. Наверное, если бы мы были жителями, например, Польши или Чехии, то билеты в Колизей обошлись бы нам дешевле.

Колизей считается самым знаменитым памятником Италии. «Вечный Рим – тут», – утверждал Герцен, созерцая то, что осталось от Колизея и Римского Форума. Строительство Колизея началось в 72 году императором Веспасианом и завершено (всего-то через 8 лет!) в 80 году его сыном Титом. Первоначально Колизей назывался Амфитеатр Флавиев (Amphitheatrum Flavium) по родовому имени упомянутых императоров. Название «Колизей» (colosseus – громадный, колоссальный) произошло или от колоссальности его размера, или от стоявшей поблизости гигантской статуи, воздвигнутой Нероном в честь самого себя – «Колосс Нерона». Торжества по случаю открытия Колизея продолжались сто дней. Колизей самый большой амфитеатр в мире. Четырехярусная конструкция, три яруса которой содержат по 80 арок с колоннами в каждом, составляет в высоту 50 метров, и рассчитана на 50 тысяч зрителей. Правда, мы случайно все фото сделали с той стороны Колизея, где сохранились не все его ярусы. Колизей гораздо выше, чем на наших фото.

 

Колизей был построен на бетонном фундаменте толщиной в 13 метров и представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной также эллиптической формы. Архитектурный принцип строительства Колизея применяется при строительстве стадионов до сих пор: множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5.

 

Стены Колизея воздвигнуты из крупных блоков травертина. Для внутренних частей употреблялись также туф и кирпич.

Долгое время Колизей был для римлян главным местом увеселительных зрелищ. Во время спектаклей происходили бои гладиаторов, охота на хищных зверей из далеких стран, морские бои, для которых арена заливалась водой. Изначально центр арены был покрыт досками, которые можно было снимать, если того требовало проведение спектакля. Во время представлений с хищными животными воздвигали специальную решетку для безопасности зрителей. В подвальных помещениях под ареной хранились клетки с животными, декорации, оружие для гладиаторов и др. На арене, лишенной теперь покрытия (правда, частично восстановленного), мы увидели эту сложную подземную конструкцию. В случае дождя или зноя Колизей покрывался огромным тентом, который натягивался с помощью специального устройства.

 

 

Колизей в первоначальном виде просуществовал до VIII века. Потом для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена. Исполинский остов, который предстает перед нами, – это то, что осталось от Колизея в результате ярости стихии и вандализма людей. Землетрясения вызвали непоправимые разрушения, а люди сделали Колизей неисчерпаемым источником строительного материала и мрамора. Выломанные из него камни пошли на строительство и украшение новых сооружений и дворцов.

Только в середине XVIII века отношение к величественному памятнику древнего зодчества изменилось. Колизей был местом мученичества первых христиан, его арена обагрена кровью многих христианских мучеников. Поэтому он был взят под защиту Папой Бенедиктом XIV, который посвятил это место Страстям Христовым. Бенедикт XIV приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг креста поставить ряд алтарей. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году. Мраморная мемориальная плита с именем Бенедикта XIV, установленная в стене Колизея, навсегда увековечила его имя. Мы обнаружили изображения христианского креста еще на нескольких объектах в Колизее.

С большим вниманием охраняется Колизей и нынешним итальянским правительством. Там, где это было возможным, проведены реставрационные работы, а на арене произведены раскопки. Под местами для зрителей когда-то располагались проходные коридоры, камеры различного назначения и лестницы в верхние ярусы. Сейчас в коридорах располагаются музейные экспонаты, сохранившиеся до настоящего времени и найденные во время раскопок на территории Колизея.

Предметы истории, найденные в результате раскопок, представлены в музее Колизея, организованном в коридоре одного из ярусов. Здесь мы увидели множество  архитектурных элементов, когда-то украшавших Колизей.

Огромные вазы, статуи и то, что от них осталось, спустя века, по-прежнему выглядят совершенными…

Камни с резными рисунками, с загадочными письменами и без них…

Колонны и капители (венчающая часть колонны) – их много по всему Колизею. Видимо, римляне в период строительства Колизея, хорошо понимали, что колонны придают масштабность помещению, изменяют его пропорции.

И, конечно, мы опять вспомнили свое пребывание в Колизее с дочкой… На одном фото – папа с дочкой, а на следующем – бабушка с внучкой почти там же, только спустя 15 лет…

Здесь же в застекленных шкафах разместились: посуда из глины и металла, графинчики, стеклянные бутылки, черепки различные и хорошо сохранившиеся семена, косточки (персиковые?)…

Удивительно, но хорошо сохранились древние фрески и их фрагменты. Изображения достаточно четкие, краски яркие…

Не обошлось и без Нерона. Ему посвящена довольно большая часть экспозиции. Есть изображение его строгого профиля на мраморном полу, а также скульптурное изображение – не Колосс, но все же.

Возле Колизея мы встретили гладиаторов, вернее, уличных артистов, изображающих гладиаторов. С ними можно сделать фото, они даже могут организовать мини-фото-спектакль с вашим участием, за деньги, естественно. Но мы не любители таких постановочных фотографий. Как говорит глава нашего семейства: «В нашем деле, главное – реализм». Вообще-то, это, кажется, Горький А.М. сказал. Мы к своему немалому удивлению даже встретили одного из гладиаторов на улице, спешащего со своим нехитрым скарбом-реквизитом «на работу».

Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины до сих пор производят глубокое впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное представление о том, каким грандиозным он был в прежние времена. 7 июля 2007 года Колизей был признан одним из семи Новых Чудес Света.

Рядом с Колизеем находятся и другие архитектурные памятники античной культуры – это Арка Константина и Храм Венеры и Рома (вернее, то, что от него осталось).

 

 

Арка Константина – одна из самых огромных арок, когда-либо построенных в Риме. Высота ее 21 метр, ширина около 36 метров, толщина стен превосходит 7 метров. Построена арка в 312 году в ознаменование победы императора Константина в битве у моста Мильвио.

Арка очень хорошо сохранилась. Интересно, могут ли столько же столетий простоять современные постройки? Арка Константина – грандиозная трехпролетная триумфальная арка, гармонично украшенная медальонами и рельефами, снятыми с памятников предыдущих эпох.

На больших сторонах арки расположены по четыре колонны эпохи правления Траяна. Над каждой колонной – статуя из белого с фиолетовыми прожилками мрамора (восемь колонн – восемь статуй)

Восемь медальонов сгруппированы по два над каждой из малых арок и воспроизводят сюжеты охоты и жертвоприношения. В верхней части есть надпись, которую мы не смогли прочитать – латынь не входит в группу языков, которыми мы владеем. По обе стороны от надписи расположены восемь барельефов эпохи Марка Аврелия, украшавших в свое время другую триумфальную арку и помещенных также по два с каждой стороны. Есть еще и другие заимствованные элементы, но описать их нам сложно ввиду отсутствия архитектурного образования.

 

 

Ближе

Вверх

Дальше