Карта всего
маршрута Карта Байкала Ехали одним экипажем: Он, Она и Жужа. Он – Олег, 52 года, доцент Кубанского государственного университета, водит машину с 2001 года, в путешествии почти на всем протяжении – водитель. Она – Виктория, 52 года, консультант по управлению и развитию организаций, водит машину с 2001 года, в путешествии – штурман. Жужа – ВАЗ-21104 (попросту – десятка, три с половиной года от роду). |
|
|
Планировали и готовились к поездке месяцев 6-8: задавали вопросы на разных интернет-форумах, изучали возможные маршруты, выбирали интересные места для посещения (природные и исторические), собирали полезную информацию, в том числе, опыт тех, кто ездил так далеко. Благодарим всех, кто откликнулся. Сделали прививки от клещевого энцефалита. Естественно, перед самой поездкой подготовили и машинку: поменяли масло, проверили двигатель и ходовую – все было в порядке – получили благословение автомеханика и поехали. В результате подготовки к поездке мы имели подробный маршрут на каждый день с указанием расстояний между населенными пунктами и временем проезда (воспользовались ресурсом http://ati.su//Trace/Default.aspx); телефоны доверия контрольно-профилактических подразделений ГИБДД субъектов Российской Федерации; ПДД и таблицу штрафов за нарушение ПДД; таблицу кодов регионов; папку с материалами о тех местах, которые планировали посетить; два атласа автодорог (Новый атлас автомобильных дорог России, СНГ, стран Балтии, 1998 года; Атлас автомобильных дорог от Атлантики до Тихого океана, 1999 года). Карты некоторых городов покупали во время путешествия по мере необходимости. GPS с собой не брали, предварительно не очень хорошо освоили, да и в точности карт сомневались, ехали по старинке – "бумажная" карта плюс принцип "язык до Киева доведет", хотя нам надо было в противоположную от Киева сторону. Планировали за 25 дней кроме пребывания на Байкале познакомиться с Южным Уралом, встретиться с друзьями в Новосибирске и Барнауле (не виделись очень много лет), побывать на Красноярских Столбах и в Дивногорске (Красноярская ГЭС), в Тункинских Альпах (Саяны) и немного на Алтае. Планы смогли реализовать частично. Никаких особых запасов в дорогу не делали. Кроме одежды и запасной обуви везли с собой:
• для машинки – запасное колесо, равенол • для нас – запас питьевой воды ("Архыз" газированной и негазированной), электрочайничек (0.5 л), термос для горячего чая или кофе в дорогу, чай, кофе, сахар, мед. Бутерброды, огурцы-помидоры, яблоки-груши-абрикосы – только на первые два дня для перекуса по пути. |
|
Краснодар – Сальск – Волгоград – Саратов – Сызрань – Жигулевск – Тольятти – Уфа – Златоуст – Челябинск – Шадринск (Тюменская обл.) – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Слюдянка – Улан-Удэ – Усть-Баргузин – Аршан (Тункинские Альпы) – Култук – Иркутск – МРС (Сахюрта, Малое Море) – Ольхон – Иркутск – КБЖД – Иркутск и далее от Красноярска в обратную сторону до Краснодара. КБЖД – Кругобайкальская железная дорога – тупиковый участок железной дороги около 100 км по берегу Байкала от ст.Слюдянка до порта Байкал, в настоящее время используется как экскурсионный маршрут. Через Тюменскую область ехали, чтобы избежать пересечения границы с Казахстаном. До Тюмени не доехали всего 75 км.
|
|
Всего проехали Путешествие длилось 34 дня: • туда – 10 дней (включая три дня отдыха: в Златоусте на Урале, в Новосибирске и Красноярске); • Байкал и окрестности – 16 дней; • дорога обратно – 8 дней (включая день отдыха в Дивногорске Красноярского края). Проехали через 19 субъектов Российской Федерации: • республики – 3 (Татарстан, Башкортостан, Бурятия), • края – 2 (Краснодарский, Красноярский), • области – 13 (Ростовская, Волгоградская, Саратовская, Ульяновская, Самарская, Оренбургская, Челябинская, Курганская, Тюменская, Омская, Новосибирская, Кемеровская, Иркутская), • автономные округа – 1 (Усть-Ордынский Бурятский АО). Проехали по федеральным
автотрассам М4, М5 (Москва-Челябинск), М51 (Челябинск-Новосибирск), М53
(Новосибирск-Иркутск), М54 (автодорога "Енисей":
Красноярск-Кызыл-Госграница), М55 (Иркутск-Чита, доехали до Улан-Удэ), а
также по дорогам местного значения Р228, Р330, Р402. Наш путь пролегал от 45° (Краснодар) до 57° (Тюменская обл.) северной широты и от 39° (Краснодар) до 110° (Забайкалье) восточной долготы. Пересекли границу между Европой и Азией (между Златоустом и Челябинском).
Самая дальняя точка нашего путешествия по восточной
долготе – село Суво республики Бурятия – на расстоянии Пересекли не только такие крупные и всем известные реки, как Волга, Иртыш, Обь, Енисей, Ангара, Селенга, но и другие: Миасс, Исеть, Тобол, Ишим, Томь, Чулым, Кан, Баргузин, Иркут и др. А также Волго-Донской канал, две реки под названием Белая (третья есть у нас в Краснодарском крае), две реки Бирюса, две реки Уда, речку Ока (оказывается, есть такая и в Сибири!), Теча, Хорошенькая, Мокрая Десятка, Винная и Пьяная (как ни странно, далеко друг от друга расположены) и речки с забавными названиями: Куда, Ук, Ик, Сок, Ай… Переезжали несколько рек с названием Осиновка, а также Большая Осиновка, Малая Осиновка, Верхняя Осиновка, Подосиновка… И еще много рек, речушек, ручьев с разными названиями и вовсе без названий. Самые путешествующие регионы 86 и 89 (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). На протяжении всего маршрута от Краснодарского края до Бурятии их мы встречали чаще всего (иногда до 10 машин в течение получаса). |
|
Ехали по хорошим и плохим дорогам, иногда вовсе без дорог (хотя в атласе автодорог эти направления обозначены как федеральные автодороги!), по асфальтированным, гравийным и грунтовым дорогам, по дорогам с небольшими островками асфальта и вовсе без асфальта. Надо отметить, что дороги в Краснодарском крае просто отличные (большое спасибо дорожникам и губернатору Ткачеву А.Н.). По каждому региону качество дорог описывать не будем. Где-то получше, где-то похуже. До Красноярска дорога вполне сносная, можно даже сказать, хорошая. А вот дальше… Самые плохие дороги (если то, где мы ехали, можно вообще назвать дорогами) нам на пути попались в Красноярском крае, Иркутской области и республике Бурятия. Временами казалось, что земля уходит из-под ног, то есть из-под колес. Хотя знатоки говорят, что дальше (до Владивостока) еще хуже. В некоторых местах ни о каких полосах движения речь не идет, все (попутные и встречные авто) едут, как могут.
Справедливости ради надо сказать,
что, как правило, в таких местах ремонт дорог уже проводится
или идет подготовка к ремонту. Знаки ограничения скорости
"40" воспринимались как издевательство или шутка, ехать можно было не
более 20- На острове Ольхон дороги
разные. От паромной переправы до поселка Хужир, где живет большинство
жителей острова и приезжих, около Рассказывая о дорогах, следует отметить, что несколько раз нам пришлось воспользоваться таким редким для Кубани средством передвижения, как ПАРОМ (знаем только одну паромную переправу в Краснодарском крае – через Керченский пролив).
На пароме несколько раз мы пересекали реку Баргузин, впадающую в Байкал в Усть-Баргузине. Пересекали реку Селенга в районе села Турунтаево, а также переправлялись из МРС (Сахюрта) на остров Ольхон и обратно через пролив Ольхонские Ворота.
Круговая панорама переправы МРС(Сахюрта) - Ольхон Что такое паром? В первых двух случаях, паром – это изрядно потрепанная маленькая баржа местами без ограждения, на которую помещается меньше десятка легковых автомобилей. С одного берега на другой тянет такую баржу небольшая моторная лодочка.
На о.Ольхон паром посолиднее. Это небольшой теплоход, вмещающий около 12-15 легковушек. Если заезжает фура или автобус, а то и два, то легковых соответственно меньше. Машинки стоят очень плотно. Что нас больше всего удивило на этих переправах? Это стоимость. Люди везде переправляются бесплатно. А стоимость переправы для разных машин на всех переправах разная. Укажем стоимость переправы для легковых автомобилей. Итак, внимание! • Усть-Баргузин – 30 руб. • Турунтаево – 55 руб. • о.Ольхон – БЕСПЛАТНО. Нас такая стоимость переправы сильно удивила, мы предполагали гораздо бОльшие суммы (сравните, хотя бы с Керченской переправой). Спросили, почему на о.Ольхон переправа бесплатная. Нам ответили, что это продолжение дороги, и паром называется соответственно "Дорожник", дорога бесплатная, поэтому и паром бесплатный. На Баргузинской переправе познакомились с семьей из Мирного на жигуленке-классике. Они вначале из Мирного проехали км 500, кажется, потом два дня баржу ждали, потом три дня на барже плыли, пока доплыли до тех мест, где уже были дороги. На барже им пришлось заплатить по 3 000 руб. за каждый метр своего авто, в итоге более 12 000 руб. получилось. Какие условия на барже для пассажиров мы не спросили, но думаем, что никаких. Однако настоящих путешественников это не пугает. На Ольхонской переправе бывают огромные очереди в пик сезона. Даже несколько дней люди ждут, говорят, даже до стрельбы доходило. Сезон длится 40 дней – с 10 июля по 20 августа. Паром ходит каждый час с небольшим ночным перерывом (часа 4). Мы попали на конец сезона. Поэтому на Ольхон переправились без проблем. Очереди туда увеличиваются в пятницу и субботу, обратно – в воскресенье и понедельник. При возвращении с Ольхона мы все же в очередь на паромной переправе попали, хотя машин впереди нас было меньше 10. Простояли мы 4 или 5 часов. Связано это было с тем, что есть какое-то постановление о внеочередной переправе местного населения. Многие "умники" с попустительства работников парома (а может, и по сговору) этим пользуются. Когда в третий раз паром ушел без машин-очередников, наше терпение было исчерпано, и мы включились в организацию паромной переправы, подняв на ноги всех формально ответственных, а по сути безответственных лиц. В результате "умники" подевались неизвестно куда, мы не просто сразу уехали вместе с другими очередниками, но нас первыми погрузили на паром под предлогом размеров авто (машинки там расставляют специальным образом с учетом размеров, чтобы больше вместить). Не известно, сколько часов мы бы еще простояли, если бы не приняли экстренные меры. До стрельбы, конечно, не дошло, но мы видели ребят с бейсбольными битами (они, правда, были на нашей стороне). Нам было очень приятно, когда все очередники очень тепло к нам отнеслись, благодарили, предлагали свою помощь, дали номера своих телефонов в Иркутске, когда узнали, что мы там будем, гостиницу нам посоветовали с парковкой недалеко от вокзала, нам именно такая нужна была, рассказали как лучше проехать (Ребята! Привет, спасибо всем!). На будущий год власти обещают оснастить Ольхонскую переправу новым паромом, побольше и посовременней. Может, и очередей тогда не будет? А в Усть-Баргузине должны построить мост через реку Баргузин. Кстати, о мостах. Нам довелось пересекать реки не только по таким мостам, как через Енисей, но и по таким, на которые въезжать было страшновато.
Чем дальше за Урал, на восток, тем
больше праворульных машин. В Иркутске их, наверное, процентов 90, а
"нашемарки" встречаются редко. На трассе из впереди идущих авто праворульная
машинка заметна сразу: или "плетется" за какой-нибудь фурой или при
совершении обгона мечется то вправо, чтобы выглянуть, нет ли там кого, то
влево для обгона – а там уже встречный появился – значит, опять вправо. Нет,
не хотим мы "пруля", пусть даже и японского. Встречается также много перегонщиков и по одиночке и колоннами из несколько машин. Бывает, что один водитель перегоняет сразу два авто на жесткой сцепке. Все перегоняемые машины специально подготовлены: "мордочки" заклеены пластырем или скотчем. Если на жесткой сцепке, то сняты бамперы (у передней машины – задний, а у задней – передний), сооружен из фанеры, картона или другого материала своеобразный щит между машинками и проч. Встречали также машины, у которых "мордочка" была обработана какой-то застывшей жидкостью. Получилась защитная пленка. Когда мы поинтересовались, что это, нам сказали "жидкий чехол" – продается в автомагазинах в небольших банках, наносится кистью в два слоя, быстро сохнет, при мойке легко отпадает, следов не оставляет. В Краснодарском крае мы такого не видели. В Сибири вдоль дорог мы встречали много разбитых брошенных машин, с которых снято все, что возможно. Фактически остается только остов. Видимо, после аварий, когда машина не на ходу, дешевле ее бросить, чем эвакуировать. По обочинам дорог много, даже очень много памятников, крестов, венков и цветов в память о погибших на дорогах. По пути на Байкал аварий мы не видели. А вот обратный путь был омрачен. В Курганской области видели машины разбитые и два накрытых тела на обочине. В разных местах по пути следования – около десятка фур перевернутых в кювете. Некоторые разбиты очень сильно, кабины просто смяты, как бумага – что с водителями, не знаем, мы не останавливались, если видели, что помощь уже оказывается. На Урале сбоку от дороги стояли фура и разбитая легковушка, сидели люди в крови, им тоже помощь уже оказывали. В Саратовской области жигуленок при повороте налево был сбит другой попутной легковушкой так, что оказался в глубоком кювете, причем справа от дороги. Когда мы увидели разбитую машину на дороге и остановились, оказалось, что пострадавших (двух женщин) уже увезли в больницу. Водитель был с порезами на ногах, его сын лет трех, который также был в жигуленке, бегал, как ни в чем не бывало, вроде не пострадал. Кювет был настолько глубокий, что машину для проезжающих мимо видно не было. Разбита она была сильно, не было ни одного целого стекла. Водитель объяснить, что случилось, не мог, говорил: "Хотел повернуть налево, не понял, что произошло". Водитель второй машины (видимо, виновник) сказал: "Это мы его догнали". Видимо, водитель второй машины совершал вопреки ПДД обгон большегруза на перекрестке, а на его пути был этот жигуленок, поворачивающий налево, – иначе трудно объяснить, что случилось. Помощь уже никому не требовалась, двух пострадавших женщин увезли в больницу, ждали ДПС. Мы уехали, но впечатление тягостное было долго. |