|
|
РИМ. ВАТИКАН |
|
Ватикан – самое маленькое государство в мире, занимает территорию 40 гектаров. В древние времена на территории Ватикана располагались цирк и сады Нерона. В период распада империи Рим стал сердцем христианства, а впоследствии мировой столицей католицизма. Здесь принял мученическую смерть и был захоронен Апостол Петр. Позже на этом месте была построена небольшая усыпальница. В 1929 году на основании соглашений между католической церковью и итальянским государством город стал независимым государством Ватикан. На его территории находится всемирный центр католической церкви город-государство Ватикан (Stato della Città del Vaticano). В Ватикане сосредоточены ценнейшие сокровища архитектуры и искусства. Ватикан – абсолютная теократическая монархия, управляемая Святым Престолом. В руках Папы Римского сосредоточены абсолютная законодательная, исполнительная и судебная власть. Папа Римский избирается на пожизненный срок. Практически всё население Ватикана – подданные Святого Престола. Подданства Ватикана не существует. Дипломатические миссии иностранных государств аккредитованы при Святом Престоле, а не при городе-государстве Ватикан. Иностранные посольства и представительства размещены в Риме, так как территория Ватикана слишком мала. Посольство Италии в Ватикане – парадоксально – но тоже находится в Риме, то есть в своей собственной столице. Ватикан расположен на Ватиканском холме в северо-западной части Рима, в нескольких сотнях метров от реки Тибр. Общая длина государственной границы, проходящей только по территории Италии, составляет 3,2 километра. Граница в основном совпадает с оборонительной стеной. Перед собором Святого Петра границей является край овальной площади. Четыре входа в город-государство Ватикан охраняются стражниками в странной, совсем несовременной форме. Это воинское формирование называется швейцарской гвардией и насчитывает чуть более 100 человек. Создается впечатление, что это актеры, одетые в костюмы эпохи Возрождения. Но нет, не актеры, а самые настоящие гвардейцы. Единственным оружием швейцарских гвардейцев на протяжении многих веков была двухметровая средневековая алебарда, однако сегодня в их руках можно увидеть и современное оружие. Эта гвардия официально была основана 22 января 1506 года, и ей недавно исполнилось 500 лет. Гвардейцы выстраиваются в почетный караул во время приемов и государственных визитов в Ватикан. Гвардейцы отвечают также за личную безопасность Папы, сопровождая (правда, в гражданской одежде) Папу во время его выездов на площадь Святого Петра на специальной бронированной машине (так называемом «папамобиле»). Пестрая форма, восходящая еще к XVI веку, сразу же бросается в глаза. С тех пор она почти не изменилась: шлем или берет, белый воротник, камзолы и панталоны в красно-желто-голубую полоску. По преданию, форму папских гвардейцев придумал сам гениальный Микеланджело. Валентин Юдашкин в России, как Микеланджело в Ватикане, скроил форму для наших военных. Возможно, когда-нибудь тоже будем воспринимать как музейный экспонат.
Мы увидели еще охранников в другой форме. Она была также несовременного покроя, но синего цвета. Белый воротник, берет, сдвинутый набок, присутствовали, но в целом, форма отличалась от той, которую мы описали выше. Мы не знаем, был ли это другой род папских (ватиканских) войск, или служивые другого чина-звания. Вот как они выглядели. Швейцарская гвардия подчиняется непосредственно Святому Престолу. По легенде гвардейцы спасли одного из Пап, после чего, до сих пор их нанимают охранять эту святую территорию. Швейцарские гвардейцы не просто парадный корпус. Они проходят серьезную военную подготовку, а теперь также приобретают навыки антитеррористической борьбы. Девиз папского военного корпуса: «Virtus et fidelitas» («Мужество и верность»).
Символом и историческим центром Ватикана является Собор Святого Петра. Площадь собора более 22 тысяч кв. метров, высота – 189 метров. До 1990 года Собор Св.Петра был самым большим в мире, сейчас он является вторым по величине христианским храмом в мире. Мы обязательно хотели не только побывать внутри Собора, но подняться на купол, чтобы с высоты увидеть Рим. Очередь в Собор была огромной, но двигалась быстро. Поэтому мы не смутились и пристроились в хвост очереди. Вначале очередь идет просто по площади, потом появляются ограждения, которые сохраняют стройность очереди и не позволяют желающим свободно войти в Собор. Мы знали, что входить в Собор надо с прикрытыми коленями и плечами, но не учли, что эти требования должны соблюдаться и детьми. День был жаркий, и наша девочка была в майке без рукавов. Когда очередь продвинулась, мы оказались ближе к входу, и люди начали доставать шарфы и кофточки, чтобы прикрыть плечи, мы сообразили, что Беаточку могут не пропустить в Собор, там с этим строго. Мы были свидетелями того, как охрана не пропустила мужчину в шортах и девушек в открытых сарафанах. Пришлось срочно бежать в соседний лоток и купить сувенирный платок с римской символикой. Этот платок, повязанный Беатой так, чтобы плечи были прикрыты, позволил нам всем войти в Собор. Голову женщинам можно не покрывать, брюки тоже не возбраняются. Пройдя сквозь рамку металлоискателя, предъявив сумку для досмотра, мы, наконец, вошли в Собор. В эпоху античного Рима на этом месте находился цирк Нерона. Здесь принял мученическую смерть и был захоронен апостол Петр. На месте погребения апостола Петра, распятого при Нероне, была построена усыпальница. Скромную усыпальницу на месте захоронения Апостола Петра в IV веке император Константин заменил на базилику. Через тысячу лет базилика Св.Петра превратилась в руины. Поэтому на фундаменте базилики началось строительство Собора Св.Петра на основе проекта Бернардо Росселино. В самый разгар строительства все работы были прекращены в связи со смертью Папы. И только в 1506 году строительные работы были возобновлены. Большая часть бывшей базилики была разрушена Браманте, получившим титул мастера-разрушителя. Браманте решил построить здание заново. Здание по образцу Пантеона должно было иметь в плане греческий (равносторонний) крест. После смерти Браманте работа по перестройке собора была поручена Рафаэлю, который перепроектировал церковь в виде креста латинского, то есть вытянутого в длину. Собор строился около 50 лет и был почти полностью завершен в 1607 году. За полвека в строительстве собора участвовали, сменяя друг друга, разные зодчие, в том числе и Микеланджело Буонаротти. Однако смерть не дала мастеру довести строительство до конца. Архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана по проекту Микеланджело возвели два купола: внутренний, округлый, и внешний, вытянутый вверх. Карло Мадерно достроил продольные капеллы и оформил фасад собора. Наконец, новый Собор был освящен Папой. Знаменитый купол, сконструированный Микеланджело, составляет в диаметре 42,5 метра. Огромный купол Собора возвышается, как будто, над всем Римом. В Риме его называют cupollone («куполище»). По обеим сторонам большого расположены два меньших купола. Купол Собора красив и величественен не только снаружи, но и внутри. Стоять, задрав голову кверху, и разглядывать купол Собора и детали его декора можно часами. По фризу купола и далее по фризу всей церкви тянется мозаичная надпись по-гречески и по-латыни со словами Христа: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; и дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». На внутренней поверхности купола изображены четыре евангельских апостола: Матфей с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия, Марк со львом, Лука с волом, Иоанн с орлом. После Микеланджело здесь работали и другие великие мастера, которые строго следовали принципам Микеланджело. Было принято решение перепланировать здание базилики в виде латинского креста. С этой целью с каждой стороны здания было добавлено по три капеллы, неф продлен до размеров современного фасада. Фасад собора поражает своими мощными формами, торжественной ритмикой колонн. Венчающим элементом являются огромные статуи Апостолов, Христа и Иоанна Крестителя, которые можно поближе рассмотреть с крыши Собора. |
|
|
|
Гениальный архитектор Лоренцо Бернини придал собору ярко выраженную барочную окраску. Под его руководством выполнен знаменитый бронзовый балдахин, работа над которым длилась девять лет. Между полом Собора и полом базилики Константина похоронены многие Папы. В дальней пещере Собора погребены останки Св.Петра, которые были обнаружены при раскопках в 1941 году. Бронзовый балдахин установлен над алтарем, где в раке хранится часть мощей апостола Петра. Витые колонны возносят балдахин на высоту 29 метров. Необычная форма колонн повторяет силуэт витой колонны из храма Соломона, привезенной в Рим после взятия Иерусалима. По всему периметру Собора Св.Петра идут многочисленные капеллы, каждая из которых по-своему прекрасна. Собор Св.Петра знаменит прежде всего капеллой Пьеты. Эта капелла названа по имени знаменитой скульптурной группы Микеланджело – Пьета («Оплакивание Христа»), одного из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике, которую молодой мастер изваял в 1498-1499 годы. Когда-то мы узнали и были очень удивлены тем, что эту скульптурную композицию Микеланджело изваял из мрамора, когда ему было всего 23 года. Микеланджело был первым мастером, который полировал свои мраморные скульптуры. В результате они гладкие и блестящие, до него этого никто не делал. Лет двадцать назад к Пьете можно было подойти вплотную, однако какой-то человек набросился на статую с молотком и повредил ее. Теперь уникальная ценность этой скульптуры вынуждает держать ее за ограждением и под специальным стеклом. У ограждения, за которым находится Пьета, всегда стоит много народу. Мы тоже долго стояли там, разглядывая детали и восхищаясь тем, насколько точно гений Микеланджело смог передать тончайшие эмоции скорбящей матери и детали тела и одежд. Далее вдоль нефа по обеим сторонам следуют капеллы с надгробными памятниками Папам разных эпох. По всему периметру Собора расположена череда капелл, где находятся выдающиеся произведения искусства, драгоценные реликвии христианства, многочисленные гробницы Римских Епископов, королей и императоров. Многочисленные надгробия Римских Пап разных эпох, установленные в соборе, выполнены великими мастерами и являются произведениями искусства. Даже исповедальня из темного дерева выполнена очень искусно. Трудно представить, как проходит исповедь в таком многолюдном, популярном месте. Мы решили подняться на купол, чтобы осмотреть Ватикан, Рим и его окрестности с высоты. Пошли по указателю в сторону лифта и увидели очень искусно выполненные мозаичные панно. Подняв голову, мы увидели не менее красивый лепной потолок в бежево-голубых тонах. К основанию купола ведет лифт и пологая, а затем крутая лестница – чем выше, тем круче. Местами лестница настолько крутая и узкая, что невозможно даже разместить перила. Для безопасности вместо перил используются канат или металлическая труба, установленная вертикально. В узких местах трудно разминуться с людьми, идущими навстречу. Под куполом расположились сувенирные лавочки, а также почтовое отделение, где на открытках ставится штамп «Кровля Святого Петра». Конечно, Беаточка воспользовалась возможностью послать весточку домой. Наконец, мы достигли смотровой площадки на внешней террасе купола Микеланджело на высоте 120 метров. Как же это высоко! И как красиво! Какая прекрасная панорама открывается нашим взорам! |
|
|
|
|
Сады Ватикана прекрасны: много зелени, все аккуратно и ухожено. Да это и не удивительно! Потом мы спустились в Собор. Как приятно сделать массаж уставшим ножкам, постоять босиком на холодном мраморном полу, посидеть на скамье в тишине, покое и умиротворении! Ноги уставали и «гудели» у всех нас, особенно к вечеру после напряженного дня пеших прогулок. И это несмотря на то, что мы привычны к таким долгим прогулкам, и наша обувь очень удобная, кожаная, мягкая. Никаких каблуков, тем более, очень высоких! В убранстве Собора широко использован мрамор и гранит разных цветов: красный с прожилками, зеленый, белый, серый разных оттенков, черный, рыже-коричневый и даже желто-золотистый. Гробницы Пап богато украшены мозаиками из ценных пород мрамора. Особенно поражает, как искусно мастера «драпируют» каменную ткань, просто удивительно, какими естественными складками она ложится. Бронзовые кисти делают каменное покрывало еще больше похожим на настоящее. Полотна с библейскими сюжетами, выполненные несколько столетий назад, сияют яркими сочными красками, по-прежнему свежи и производят глубокое впечатление на тех, кто рассматривает их сегодня. Собор Св.Петра хранит бесконечное множество знаменитых памятников, в том числе бронзовую статую XIII века Св.Петра Благословляющего. Эта статуя настолько почитаема верующими, что бронзовые пальцы на ноге сидящего на папском престоле Св.Петра, выглядывающие из-под одеяния, стерты от бесчисленных благоговейных прикосновений людей. В прошлое наше путешествие 15-летней давности по Италии мы тоже могли коснуться ее. А сейчас такой возможности не представилось, было выставлено ограждение. Лишь издали можно было любоваться статуей. Но рассмотреть хотелось каждую деталь и не только нам. Задержались мы и у гробницы Папы Иннокентия XI, выполненной из бронзы. Беаточку очень интересовал вопрос, правда ли, что там реальный человек захоронен. В центральной апсиде Собора находится вознесенная высоко над землей кафедра, инкрустированная слоновой костью. С этой кафедры, по преданию, проповедовал еще святой Петр. Кафедру обрамляют статуи отцов римской и греческой христианских церквей. Над кафедрой в небольшом окне неугасимым светом сияет голубь, парящий в солнечных лучах, – символ Святого Духа. Когда поднимаешься на купол, лестница вначале выводит на опоясывающий купол внутренний балкон, с которого можно видеть всю алтарную часть собора. Цветным мрамором и бронзовым литьем украшены не только скульптуры, колонны, стены Собора, но и полы. Ключи из красного мрамора на зеленом мраморном полу на одной из следующих фотографий – это, наверное, ключи Царствия Небесного, которые, по преданию, Иисус Христос вручил апостолу Петру. Перед входом в Собор располагаются величественные статуи святых апостолов Петра и Павла. У статуи Петра в руках точно такие же ключи. В Собор ведут пять дверей. Есть несколько дверей и внутри Собора. Одна из дверей, ведущих в Собор, крайняя правая, – особенная (первое из следующих фото). Это Святая дверь, она замурована бетоном. Открывается она лишь в Святой, или юбилейный год, отмечаемый каждую четверть века. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. В соответствии со специальным ритуалом после троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается, и Папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком сделанной из козлиного рога трубы, называемой yobel, откуда и произошло слово «юбилей».
Собор Святого Петра выходит своим фасадом на Площадь Святого Петра. Размеры площади поразительны. Площадь представляет собой огромный эллипс, наибольший диаметр которого равен 240 м. В центре площади возвышается обелиск в окружении двух фонтанов. Обелиск был привезен в Рим из Гелиополя императором Калигулой и в средние века получил название «игла». Нерон установил этот обелиск в своем цирке, место которого сейчас занимает Собор Св.Петра. В различные периоды реставраций и перепланировок площади «игла» стояла рядом с Собором, позже она с помощью сложной системы подъемных механизмов была установлена в центре площади. Планировка площади выполнена по гениальному проекту Лоренцо Бернини, спроектировавшему монументальные боковые колоннады. Эти колоннады, расположенные полукругом, состоят из четырех параллельных рядов колонн. Между рядами колонн образованы три внутренних прохода. Наверху над колоннами возвышаются 140 огромных статуй Святых. С двух сторон от обелиска и соответствующего фонтана на площади отмечены две особые точки. Если становишься на такую «точку», то колонны в четырех рядах прячутся одна за другую, и колоннада становится как бы прозрачной. Стоит только отойти немного в сторону, отступив от этой «точки», и прозрачность теряется, колонны начинают постепенно «выглядывать» друг из-за друга. Чем дальше отходишь от этой точки в сторону, тем больше колонны сливаются в своеобразную стену. По воскресеньям на площади Св.Петра собирается много народа. Все хотят послушать проповедь Папы Римского, которую он произносит из окна своего кабинета в одном из зданий, расположенных рядом с площадью. В этот раз нам не довелось услышать проповедь. Мы только смогли увидеть в Соборе место захоронения Благословенного Иоанна Павла II (предыдущего Папы) и портрет Папы Бенедикта XVI (Папы нынешнего) на площади перед Собором. Но осенью 1994 года один из нас был на площади Св.Петра во время проповеди Папы Иоанна Павла II. Народа собралось очень много, на площади практически не было свободного места. По площади гуляет много людей, поодиночке, парами, большими группами, молодежь и старики, родители с детьми, дружеские компании. Как принято говорить в таких случаях, разноликая толпа. Но эта «толпа» на площади Святого Петра в Риме, на наш взгляд, является символом единения граждан мира. Некоторые люди привлекли наше особое внимание. Большая группа, видимо, школьников в синих костюмчиках, с галстуками и в шляпках. Они шумели, бегали, веселились, лакомились мороженым. Потом, уставшие и притихшие, сидели прямо на брусчатке. Интересно было наблюдать за ними. Кто они? Откуда приехали? У нас тоже возникло желание отдохнуть, но разместились мы на бетонных тумбах. Людям разной веры и даже совсем неверующим интересно это место. Нам встретилось немало служителей церкви, монахов и монахинь, а также людей не христианской веры, например, мусульман. Среди монахинь в черных одеяниях и белых мы встречали даже чернокожих, что было удивительным для нас. Две японки или китаянки (нам трудно отличить) попросили нас сделать для них фото. Мы заодно решили сделать совместный снимок. Так что они и мы каждый в своем фотоаппарате увезли одинаковые фото к себе на родину. После посещения Собора Св.Петра и прогулки по одноименной площади мы, освежившись холодной водой из питьевого фонтанчика и отдохнув, еще немного побродили по римским улицам, пробежались по магазинчикам и купили сувениры на память. В последний день пребывания в Риме мы рискнули поехать в центр города на авто. Было раннее утро. Машины, мотоциклы, мотороллеры плотным потоком, гудя почти непрерывно, вливались в пробуждающийся город, образуя многочисленные «пробки». Место для парковки найти было непросто. Многие машины стоят на парковочных местах, видимо, не один день, судя по количеству штрафных квитанций на лобовом стекле. Рим это, наверное, самый большой город Европы по количеству достопримечательностей и исторических памятников. Сегодня, будучи символом древней империи и одновременно современной Италии, Рим сочетает в себе величие прошедших тысячелетий и романтику современных дней. Каждый человек хотя бы однажды должен побывать в этом городе. Побродив по развалинам Колизея, испытав благоговейные чувства перед Собором Св.Петра и Пантеоном, бросив монетки в фонтан Треви, послушав оркестр на маленькой городской площади, мы решили продолжить свой путь. Черты «Вечного Города» оставили глубокий след в нашей памяти, и мы навсегда запомним и роскошь Ватикана, и бессмертный Форум, изящные линии и скорость итальянских автомобилей, даже кошек в Колизее запомним.
|