Главная

Напишите нам

ПОМПЕИ

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем, под воспаленным прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон...

А.С. Пушкин

Когда-то Везувий был живописной горой, возвышающейся над Неаполитанским заливом. У его подножия недалеко от моря в устье реки Сарно на застывшей лаве доисторических времен когда-то давным-давно выросли Помпеи.

Но 24 августа 79 года н.э. произошло чудовищное извержение Везувия. В этот ужасный день над вулканом появилось черное облако дыма и гари. Небо мгновенно почернело, как во время страшной грозы. Тучи пепла, выброшенные Везувием, закрыли все небо, стало темно, как ночью. Отблески пламени и раскаленной лавы наводили ужас на тех, кто это видел.

Это извержение уничтожило несколько городов. Город Стабии был залит лавой. Геркуланум был уничтожен грязевыми потоками из-за сопровождавшего извержение дождя, высота вулканического слоя там достигала от 12 до 23 метров. Помпеи были засыпаны вулканическим пеплом местами толщиной до 8 метров. Лава, пепел и грязь затвердели, словно саркофаг, поглотив все живое и неживое.

Много столетий спустя, случилось археологическое чудо. В апреле 1748 года Помпеи были обнаружены. Людям предстало жуткое зрелище. Долгие годы велись раскопки, проводились реставрационные работы, и в XIX веке Помпеи предстали во всем своем новом блеске.

С погибшим в те далекие времена и возрожденным городом Помпеи, который позже был объявлен Всемирным наследием ЮНЕСКО, мы и хотели познакомить Беаточку. Мы с дочерью были здесь раньше и вот приехали вновь.

По историческим данным из 20 тысяч горожан в Помпеях погибло около двух тысяч человек под обломками камней, задохнувшись от пепла и гари. Но точно оценить число жертв катастрофы невозможно. Плиний Младший из Мизена был свидетелем ужасного зрелища и дал потрясающее и трагичное описание этому стихийному бедствию. Он описал также трагическую гибель своего дяди Плиния Старшего, который попытался на корабле приблизиться к Везувию, чтобы вести научное наблюдение за извержением, и погиб.

Припарковав авто под апельсиновыми деревьями, пройдя через современный вход с надписью: «Развалины Помпеи», мы оказались на крутом подъеме, вымощенном огромными каменными плитами. Подъем заканчивался древними воротами в крепостной стене. Ворота состояли из двух арок. Через левую арку в былые времена шли пешеходы, а через правую, более широкую и высокую, двигались вьючные животные и легкие повозки. С этих ворот и сегодня начинается встреча с легендарным погибшим городом. Преодолев подъем и пройдя сквозь ворота, мы вошли в город, встречу с которым ожидали с трепетом.

Город Помпеи у подножия горы был важным дорожным и портовым узлом, промышленным и торговым центром. Жизнь в Помпеях была удобной и комфортной. Важную роль играл Форум – большая городская площадь, где проходили народные собрания. В Помпеях были разработаны правила, регулирующие дорожное движение. По этим правилам Форум был определен как зона, предназначенная только для пешеходов. Даже сейчас, когда от форума остались только развалины, можно судить о красоте и монументальности этого места. На двух последних из следующих фото, на фоне Везувия видны развалины Храма Юпитера, построенного в 150 году до н.э. В подвалах этого храма хранилась городская казна. Но храм был разрушен за несколько лет до извержения Везувия в результате сильного землетрясения и восстановить его до гибели города так и не успели. Слева и справа от Храма расположены две арки Германика и Тиберия, их хорошо видно далее на двух последних фото.

Форум имел значительные размеры, 38 на 157 метров, и был способен вместить все население города. Огромная площадь была вымощена травертином. Каждое здание на площади было украшено мраморным фасадом и статуями и имело собственный портик с колоннами, выходящий на Форум. Со второго этажа портиков народ мог наблюдать за представлениями, проходящими на площади.

В Помпеях была хорошо продуманная городская планировка, широкие улицы, переулки.

Были построены высокие тротуары с каменными переходами, так как улицы были лишены стоков. Каменные переходы образованы, как правило, тремя большими плоскими камнями так, что пешеходам было удобно ступать с камня на камень, а колесницы легко могли проезжать колесами в промежутках между камнями. Следы от колес, как шрамы, там так и остались навеки.

У каждого здания была свой бассейн, вода в который поступала со ската крыши во время дождя. Был также построен акведук, вода из которого подавалась в термы, общественные фонтаны и в наиболее богатые дома. Остатки акведука существуют и поныне.

На улицах Помпеи есть много мест, где можно попить или набрать питьевой воды. По состоянию камней, из которых сложены эти «поилки» можно судить, что существуют они с древних времен. Может это и есть «общественные фонтаны», а совсем не то, что мы сейчас понимаем под словом «фонтан»?

Большой интерес в Помпеях представляют жилые дома, вернее, их устройство. От улицы дом был отделен глухой стеной без окон. Устройство домов было настолько удобным, комфортным и уютным, что его не изменяли на протяжении сотен лет. Ядром такого дома являлся центральный зал, который был окружен спальнями, кухнями, кладовыми и другими помещениями. В стенах были сделаны ниши для хранения каких-то вещей. Отверстие в крыше центрального зала служило источником света для всех окружающих его комнат. Посредине в мозаичный пол был утоплен квадратный или прямоугольный бассейн для сбора дождевой воды, стекающей сквозь отверстие в крыше. Все помещения дома могли быть крытыми или открытыми. Открытым был, например, внутренний дворик, окруженный портиком из колонн. Внутренние дворики украшали цветниками, фонтанами, скульптурами (каменными и бронзовыми). Так в одном из домов хорошо сохранился небольшой фонтан. Прямоугольная чаша фонтана украшена геометрическими узорами из цветного мрамора и прекрасной статуэткой танцующего Фавна (последнее фото в следующей группе). Статуэтка Фавна – копия, подлинник хранится в музее Неаполя. Фавн – одно из древнейших национальных божеств Италии, добрый, милостивый бог.

Более двух тысяч лет назад строительство домов в Помпеях велось из камней неправильной формы и квадратных блоков, расположенных по диагонали.

Позже начали строить из камней правильной формы (наверное, обработанных) разного размера, иногда даже очень больших. Позже вводится кирпичная кладка.

Во многих зданиях можно рассмотреть уникальные фрески и мозаики, сохранившие яркие краски даже спустя две тысячи лет. На пороге одного из домов, например, мозаичная собачка охраняет вход. В другом доме на серой стене под окном, расположенном вверху под самым потолком, сохранился хорошо различимый лик человека.

Мы не успели обойти все здания с сохранившимися фресками. Поэтому добавили еще несколько фото из прошлого путешествия по этому городу. В Помпеях на стенах было много живописных изображений и мозаик эротического содержания. В античном мире, где Эрос был богом плодородия, не было понятия греха, не было никаких табу. Эти изображения при раскопках Помпеи как громом поразили христианский мир. Долгое время для того, чтобы их увидеть, требовалось особое разрешение церкви. Мы для иллюстрации сказанного размещаем здесь только одно из этих фото.

В украшении домов широко использовалась также резьба по камню. В Помпеях сохранилось много тому примеров. На первом из следующих фото запечатлены развалины Храма Васпасиана. Священное место окружено стеной с лепкой, алтарь для жертвоприношений украшен скульптурами, там изображена сцена жертвоприношения быка перед храмом. А на втором фото – сооружение, очень похожее на этот алтарь Храма Васпасиана, но сфотографировали его мы совсем в другом месте этого города. Что это, мы так и не смогли выяснить.

В Помпеях было много общественных зданий. Например, были общественные бани (термы). Мы зашли в термы Форума. В них находятся все помещения полного банного цикла. Здесь были раздевалки, баня с холодной водой, баня с теплой водой, баня с горячей водой, мужское и женское отделения, было даже центральное отопление, циркулирующее под полом. На всех сводах прекрасно сохранилась штукатурка, хорошо сохранилась также терракотовая группа «Атланты» (фото 1 и 2 в следующей группе). В горячей бане находился большой круглый умывальник для ополаскивания рук и лица (фото 3 и 4), а с противоположной стороны этого помещения находился большой мраморный бассейн (фото 5).

Кухни были не во всех античных домах. Но помпеяне или помпеянцы (в общем, жители Помпеи!) были любителями вкусно поесть. Поэтому в городе были распространены прообразы современных заведений быстрого питания. Подобные забегаловки беззаботные холостяки и молодежь предпочитали тогда так же, как и сейчас.

В Помпеях были также пекарни, которые играли важную роль, так как их продукция поставлялась и в близлежащие города. В пекарнях воспроизводился полный цикл хлебного производства от помола зерна до выпечки хлеба и его продажи. До настоящего времени хорошо сохранились не только печи, но и жернова. Каждый жернов состоял из двух частей, сделанных из застывшей вулканической лавы. Нижняя часть конической формы была укреплена на круглой каменной кладке. Верхняя часть в виде двух конусов, как бы соединенных своими вершинами, вращалась на нижней части жернова. Двое мужчин вращали верхнюю часть с помощью специального деревянного устройства с двумя рычагами, и зерно перемалывалось в муку. Тут же из этой муки выпекали хлеба в виде калачей.

В Помпеях было два театра: Большой и Малый (вам это ничего не напоминает?)

Большой театр был построен в III веке до н.э. и вмещал более пяти тысяч зрителей. Сейчас он отреставрирован и выглядит так:

 

 

Только лестница, ведущая с внешней стороны к верхнему ярусу, находится в первозданном виде, ее не коснулась рука реставраторов. Театр построен из бутового камня, и лишь сцена сложена из кирпичей. Места-ступени разделены на пять секторов (как в цирке). Места в партере (в самом низу) предназначались для именитых горожан. Сцена состояла из простого задника и представляла собой монументальный фасад с колоннами, карнизами, статуями и другим декором.

Тент, растянутый над театром (сейчас отсутствует), защищал зрителей от солнца и дождя.

Малый театр, построенный в 80 году до н.э., был крытым. Этот театр предназначался для музыкальных и комедийных театральных представлений. Места-ступени из туфа, внизу по краям были установлены статуи из туфа, поддерживающие парапет.

Когда в середине XVIII века начались раскопки Помпеи, в переулке, названном археологами Улицей скелетов, были найдены останки многих погибших людей. Среди них – женщина, лежащая на боку и как будто спокойно спящая; рядом – девушка в вышитых сандалиях, около них – увязший в пепле мужчина, который так и застыл в последнем усилии встать на ноги. У них не было времени спастись, и они нашли свою смерть там, где находились во время извержения. Смерть застала их врасплох. Их тела превратились в золу, но внутри лавы пепельная окалина облепила контуры тел, и пустота сохранилась на века. А в наше время ее заполнили гипсом, в результате получились объемные изображения тел. Погибли не только люди, но и животные, на одном из фото ниже слепок погибшей собаки.

В настоящее время в Помпеи организован музей, в котором собраны обнаруженные при раскопках предметы: глиняные амфоры, мраморные чаши, скульптуры, декоры зданий, остатки колонн, предметы быта и, конечно, слепки тел погибших.

В Помпеях наше внимание привлекли двери, дверные проемы, арки. Некоторые из них замурованы, в других проходы открыты. Несколько дверей, встретившихся нам, были очень низкими, настолько низкими, что даже Беата не смогла бы войти в такую дверь, не нагнувшись.

Прогуливаясь по улицам, мы набрели на очень симпатичный уголок с остатками какого-то здания с колоннами и полукруглой каменной скамьей с надписью, расшифровать которую мы не смогли. Вскоре мы набрели на еще одну скамью, скорее всего, современную. Но место, где она установлена настолько красиво, что мы не могли пройти мимо. Посидели, полежали даже, отдохнув, пошли дальше.

Покидая Помпеи, мы зашли в Храм Аполлона, вернее на площадку, где он когда-то находился недалеко от входа в город через Морские ворота. Сейчас это только постамент с несколькими колоннами и лестницей, ведущей на подиум. Когда-то Храм был окружен 48 колоннами, две из которых почти полностью сохранились до наших дней. У подножия лестницы находится жертвенник из травертина. Храм был окружен портиком, возле одной из колонн которого сохранилась бронзовая статуя Аполлона, конечно, копия, а оригинал хранится в Национальном Археологическом музее Неаполя.

В Помпеях много туристов. Ходят группами с экскурсоводами, и самостоятельно, семьями, с детьми, парочки влюбленные, даже собачек на экскурсию приводят. Отовсюду слышится разноязыкая речь. Обратили внимание на китайскую семью во главе с бабушкой-старушкой, которая передвигалась с большим трудом. Но у бабушки был маленький раскладной стульчик, и она при первой же возможности присаживалась на него и отдыхала. Много встречается русских туристов. Впервые в Помпеях мы были с коллегами в 1994 году, тогда русских там не было совсем, не встретили ни одного. Вернее, услышав русскую речь, поздоровались, заговорили. Оказалось, что «бывшие» русские, эмигранты, уехавшие из Советского Союза давным-давно. Через два года, в 1996 году мы приехали своей семьей на экскурсию. Ситуация к тому времени изменилась, стали и русские встречаться. Мы же тоже с группой приехали.

Вот и окончилась наша прогулка во времени, наша история посещения мертвого города. Но у нас остались впечатления, что город не умер, что он живет, и останется живым вечно.

 

Ближе

Вверх

Дальше